Монастырь «Собрание тайн» или «Дивья лока»: второе пришествие индуизма в России?

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить другуОтправить другу

 Большинство россиян знает об индуизме довольно мало, те, кто интересуются религиозной сферой, имеют представление о различных видах йоги, о неоиндуистских течениях, которые существовали в советское время (Общество Сознания Кришны – его история началась в 1971 году с визита в Москву основателя организации Бхактиведанты Свами Прабхупады), а также о тех, которые стали активно развиваться в России в 1990-е годы. Это движение Шри Чин моя, Брахма Кумарис, Сахаджа йога, последователи Саи бабы и т.д. Индуистские организации распространялись по всей стране и росли вместе с религиозным бумом, который охватил Россию в постсоветское время. Уже с конца 1990-х годов этот бум пошел на спад и экспертам, религиоведам и представителям органов власти, казалось, что уже ничего нового появиться не может, что в России опять будут только «традиционные религии». Тем не менее, религиозная жизнь развивается по своим законам – в России стало расти новое индуистское направление – учения Адвайты, которое проповедует Лайя-йогу (Официальный сайт Монастыря «Собрание тайн» (Адвайта-йога-ашрам «Гухья самаджа»): www.advayta.org).
Сами последователи этого движения относят себя к философской системе Адвайта-веданта (разновидность: Пратьякша-адвайта сиддхов), традиционное учение (сампрадайя): Васиштха-сампрадайя (Саптариши-сампрадайя). Школа практики - Естественный путь (то есть Сахаджья). Свое учение последователи определяют как «Лайя-йога в традиции сиддхов».
Согласно «Символу веры», Монастырь йоги «Собрание тайн» разделяет основные вероучительные, этические и в целом мировоззренческие особенности индуистской религии: представление об абсолютном божестве, который растворен во Вселенной и в людях, принципы ненасилия (ахимсы), кармы, реинкарнации, почитания священных текстов ведантической традиции.
Своим учителем (гуру) считают Свами Вишнудевананда Гири (в миру - Валерий Минцев). Духовный путь гуру Свами Вишнудевананда Гири также характерен для биографии неоиндуистских учителей, которые создавали собственную школу в рамках религиозного направления индуизма. Однако, при этом, гуру постоянно обращается к индуистскому опыту, к индийским учителям и поддерживает связь с гуру, живущими в Индии. Свами Вишнудевананда Гири также обращался к западной философии, затем стал последователем учителя индийской традиции вишнуизма, интенсивно следуя пути преданности, который приводит его к знакомству с еще более глубокой эзотерической традицией Сахаджья (индуистская тантра, ассимилировавшая идеи буддизма Ваджраяны), Лайя-йоги. Лайя-йоге в традиции сиддхов Свами Вишнудевананда Гири обучался у своего Учителя Свами Брахмананды, классической Раджа-йоге и Кундалини-йоге – у различных учителей, а также в течение многих лет изучал традиционный шаманизм и оккультные практики тантры.
Длительная практика созерцания и выполнения йогических техник в течение более чем 25 лет привела Свами Вишнудевананда Гири к глубокому личному опыту недвойственности, дав живое переживание великих истин, описанных в традиционных текстах. Во время длительной (около трех лет) аскетичной практики в уединении (ритрите) он реализовывал состояние «сахаджа-самадхи».
Свами Вишнудевананда Гири был посвящен в статус махамандалешвара древнего индийского монашеского ордена «джуна-акхара», основателем которого является Шри Ади Шанкарачарья. Во время инициации в 2010 г. он принял духовное имя «Шротрия Брахмаништха Анант Шри Вибхушит Махамандалешвар Свами Вишнудевананда Гири Джи Махарадж». На сегодняшний день джуна-акхара – это самый многочисленный и влиятельный орден санньяси (монахов) в Индии. Его главным религиозным авторитетом (ачарьей-махамандалешваром) является Свами Авдешананда Гири, принявший этот пост в 1998 г. Великий йог, ученый, доктор наук и широко признанный авторитет Веданты, Свами Авдешананда является членом Всемирного совета религиозных лидеров.
Статус Махамандалешвара – высокий титул, знак признания духовной реализации, а также выдающихся достижений по распространению Дхармы»
Отличительная особенность этого индуистского направления в том, что оно создано и возглавляется русским учителем (условно русским, так как сам он родом с Украины), то есть можно сказать, что это славянский индуизм, развивающий в России, Украине и странах СНГ. Другая особенность, которая, как утверждают последователи Адвайты-Лайя-йоги, состоит в том, что учитель, гуру этого движения имеет прямое посвящение в Индии, более того, он получил высокий и исключительный среди всех других российских гуру статус в одном из монашеских индуистских орденов.
В соответствии со своей российской славянско-арийской идеологией монастырь-академия йоги обосновался в российской глубинке, можно сказать, в самом сердце православной России. "Оазис индуистской культуры" находится в Ветлужском районе Нижегородской области – островок маленькой Индии называется «Дивья Лока» - центр ведической культуры, в переводе с санскрита означает «дивный край». Самое интересное, что располагается «Дивья Лока» неподалеку от Дивеевского монастыря (слова «Дивеево» и «Дивья» также связаны между собой), почитаемого места для всех православных паломников, едущих помолиться преподобному Серафиму Саровскому. Индуистский монастырь органично уживается с местным населением, рядом с «Дивья Лока» находится православный святой источник, а на нескольких десятках гектар земли раскинулись угодья монастыря и сами постройки: целый комплекс индуистских храмов с золотыми куполами. Кроме того, среди русских лесов и полей планируется установить большую статую индуистского божества – Даттатрейи (образа абсолютного божества, Парабрахмана). Безусловно, стоит ожидать того, что православные радикалы подвергнут верующих из этого монастыря критике. Пока же чисто визуально индуистский монастырь со своими куполами и послушниками вполне естественно смотрится на святой православной земле. Обращением монахинь из Дивеевского монастыря и паломников в свою веру в Дивья Локе не занимаются, придерживаясь этического кодекса садху (добродетельного человека). Согласно этому кодексу, запрещается любое насилие, разжигание розни и вражды, алкоголь и курение, проявления негативных чувств друг ко другу.
Мировоззрение монастыря-академии йоги включает в себя несколько элементов, которые раскрывают индуизм с новой стороны, как всеобъемлющее миропонимание, как соединение философии, религии, общечеловеческих духовных ценностей, физического здоровья, в том числе. Это комплекс представлений, как правило, и привлекает людей к восточным религиям, которые на европейской почве приобретают иное звучание. Для европейца новое для него индуистское мировоззрение – это что-то на стыке религии и философии жизни, духовности и самопознания через самоограничение. Помогают этому основные элементы учения – Адвайта веданты, Лайя-йога, кундалини йоги, раджа йоги. Гуру также проповедует один из, можно сказать, богословских принципов Адвайта-веданты: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же»; в этом ключе система трактует знаменитое изречение Упанишад «тат твам аси» («ты есть то»).
Основной йогической практикой Монастыря-Академии йоги «Собрание тайн» (Адвайта-йога-ашрам «Гухья самаджа») является Лайя-йога («Лайя» на санскрите буквально переводится как «ритм» — «растворение», Лай-йога считается одной из древнейших школ йоги, упоминается в «Упанишадах» в «Йога-таттва-упанишаде»). Соответственно, в представленных материалах содержится учение Лайя-йоги, в котором выделяется три понятия: основа, путь и плод. «Плод» в рамках учения Лайя-йоги – это «растворения»: растворение ума, кармы тонкого тела и эго (антахкарана-лайя-чинтана) и растворение пяти элементов тела (панчабхута-лайя-чинтана), а также обретение освобождения, осознание и очищение трех измерений, обретение трех просветленных тел, обретение трех полных свобод, когда три измерения проявляются без ограничений (тела, речи (праны), ума) и т.д. Все это необходимо в рамках Лайя-йоги для достижения состояния божественного Игрока, Брахмы-Творца, создающего новую Вселенную. То есть в рамках учения Монастыря-Академии йоги «Собрание тайн» (Адвайта-йога-ашрам «Гухья самаджа») Лайя-йога является главным инструментом для достижения человеком божественной сущности и состояния просветления.
Монастырь опубликовал в России древний священный текст индуизма «Йога Васиштха» - это также один из важных элементов мировоззрения монастыря «Собрание тайн». Васиштха - в ведийской традиции – это духовный сын Брахмы, один из прародителей земных существ, муж Арундхати, владелец коровы Камадхены, исполняющей желания, герой «Йога-Васиштхи». Васиштха считается автором гимнов VII мандалы «Риг-веды», он был гуру Рамы (седьмой аватары Вишну). Васиштха был сторонником пути джняна-йоги (джняна – переводится с санскрита как знание). Джняна-йога – это самопознание своей истинной сущности способно прервать цикл рождения и смертей.
В аспекте изучении философии школа опирается, на присущий ведической традиции, трайной канон священных текстов «прастхана трайя» в который входят Бхагават гита ( в недвойственном толкование), Веданта сутра и 11 главных упанишад (канон мукхья). Также происходит глубокое изучение текстов Шанкарачарьи («Вивека Чудамани», «Атма Бодха», «Таттва Бодха»), Авадхуты Даттатрейи («Трипура Рахасья», «Авадхута гита») и другие недвойственные сутры, тантры и упадеши.
В монастыре большое внимание уделяется почитанию своего гуру, йогической практике, достижению состояния просветления, которое возможно для каждого человека еще при его жизни.
От других направлений индуизма Монастырь-академию йоги также отличает растущая общественная и просветительская активность – гуру и его последователи постоянно проводят конгрессы и семинары по Адвайте и Лайя-йоге, собирая в России представителей общин из разных стран мира, которые придерживаются этих учений. Последователи Адвайты неоднократно выступали инициаторами межконфесиональных круглых столов, призывая мировые религии к диалогу о взаимоуважению и толерантности. Сам гуру постоянно проводит обучающие семинары – участники проходят несколько ступеней обучения, желающие проходят обучение или своего рода стажировку в монастыре Дивья Лока, получают различные уровни более глубокого посвящения, пока не становятся полноправными членами общины монастыря. Предполагается, что настоящий ученик должен пройти двенадцатилетнее обучение, после чего у него есть пять путей: «Сиддха-ашрам - продолжение интенсивной практики в ритрите в особых условиях (в Сиддха-ашраме) с последующим переходом в орден монахов-свами; Мауна-ашрам - жизнь в отдельном месте в Монастыре (в Мауна-ашраме), соблюдение обета молчания (мауна-врата), выполнение в служении простой физической работы; Практика по монастырскому правилу и служение на благо Дивья Локи; Обучение и руководство - принятие руководящей должности (Настоятеля, Стража Дхармы, Управляющего и т.д.) в Дивья Локе для оттачивания созерцания в действии; Нести другим свет Учения: обучение учеников-мирян - получение самостоятельного служения в должности Наставника ашрама в одном из Дхарма-центров, чтение лекций и проведение занятий для учеников-мирян».
Дивья Лока рассматривается в реальности как некий духовный оазис, рай на земле, «хранитель ведической культуры», выход в другую реальность через йогические практики, общение с гуру, отрешение от мира.
Незаметно Лайя-йога, пришедшая с Украины в начале 2000-х годов, превратилась в общероссийское явление с четкой структурой – сетью филиалов – дхарма-центров в различных городах страны. В центрах проходит ознакомление с учением, проводятся выездные семинары. В настоящее время дхарма-центры монастыря-академии «Собрание тайн) действуют в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Серпухове, Перми, Глазове, группы есть в Казани, Омске, Нижневартовске. Дхарма-центры также распространены в Украине, есть филиалы и в других странах – в Белоруссии, Испании, США, естественно, есть и в самой Индии.
Монастырь Адвайты и Лайя-йоги, по мнению его последователей, претендует на место ведущего индуистского течения России, которое распространяется как широкое наднациональное духовное течение, подчеркивающее древность славяно-арийской культуры, связь элементов индуистской религии, Индии и России. В целом Адвайта отвечает представлениям части общества о том, что вечные истины объединяют человечество, о том, что в топографии Святой Руси скрыта древняя мудрость, о том, что из суеты информационного общества всегда хорошо спрятаться в далеком монастыре. Если православные сектоборцы всегда знали, как реагировать на появление новых духовных направлений, то власти никогда серьезно не относились к индуизму в России, как к явлению – в масс-медиа заговорили о российских индуистах лишь недавно, когда, благодаря усилиям ученых-индологов и правительства Индии, провалилась попытка запретить книгу «Бхагавад-гита». Дивья Лока снова ставит вопрос о будущем индуизма в России, конечно, как и всякое религиозное направление, считая себя самым настоящим, истинным.


Роман Лункин,
ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН