Весёлые путешествия





Осло, Норвегия


Столица Норвегии Осло, без сомнения, является самым привлекательным и прекрасным городом страны. Он по праву считается настоящим зеркалом истории и современности Норвегии.
На облике Осло отразились пожары, войны, власть Дании, а затем Швеции, периоды расцвета и упадка, бедности и богатства, которые в итоге превратили его в настоящую жемчужину Скандинавии.
На сегодняшний день в Осло располагается резиденция короля и правительство Норвегии, а сам город является главным культурным центром страны с множеством знаковых мест и архитектурных достопримечательностей.

Климат и погода

В Осло господствует умеренный океанический климат. Лето здесь довольно прохладное, без жары и засухи (+17,2 °C), а зима мягкая и не слишком морозная, с большим количеством снега (-2,9 °C). Стоит отметить, что погода в Осло довольно переменчива и не всегда стабильна, а ночные и дневные температуры разнятся на 10–15°. Наиболее комфортным периодом для пляжного отдыха в этой местности является все лето, а для любителей зимних видов спорта — январь и февраль.

История

Согласно норвежским сказаниям Осло был основан примерно в 1048 году королем Харальдом Хардрада. Но последние археологические исследования показали, что христианские захоронения были сделаны здесь до 1000 года, что свидетельствует о наличии на этом месте более раннего поселения. Благодаря этому, тысячелетие города отмечали в 2000 году. Столицей он стал со времен правления Хаакона V (1299-1319). Он же и начал строительство Крепости Акерсхус. Век спустя Норвегия стало слабым звеном в союзе с Данией, и роль Осло была уменьшена до провинциального административного центра. Тот факт, что Университет здесь был основан лишь в 1811 году, имел неблагоприятный эффект для развития нации.
В 1624 году город был разрушен пожаром, и был восстановлен на новом месте около Крепости Акерсхус королем Норвегии Кристианом IV. Город был переименован в Кристианию. Первоначальное название Осло было возвращено в 1925 году. Но задолго до этого Кристиания начала вновь расти, как коммерческий и культурный центр Норвегии. В 1814 году Кристиания вновь стала настоящей столицей, когда распался союз с Данией. В 1850 году город обошел Берген и стал самым густонаселенным городом страны.

Достопримечательности

Осло по праву считается самым привлекательным и интересным городом Норвегии. На его территории расположены грандиозные архитектурные памятники, многочисленные музеи, великолепные парки. Одним из самых видных зданий города является Ратуша из красного кирпича. Ее внутренние залы украшены старинными фресками и гобеленами, а в изящном внутреннем дворике красуется фонтан Дире Ваа. Другим знаковым зданием Осло считается Дом правительства (1958 год), который отличается строгим и необычным внешним видом. Каждый турист считает своим долгом увидеть Королевский замок, похожий на Белый дом в старинном дворянском стиле.
Главной улицей Осло, где расположено множество интересных зданий, считается Карл-Юхансгате. Здесь разместились Национальный театр, здание Парламента, художественные мастерские и другие примечательные постройки. Также советуем осмотреть Новую Оперу, крепость Акерхус, Нобелевский центр мира, парк развлечений Тюсенфрюд и Центр Холокоста. Среди музеев в первую очередь стоит выделить Музей кораблей викингов, Норвежский этнографический музей, Музей Мунка и Музей Kon-Tiki. Кроме того, обязательный местом посещения является удивительный скульптурный парк Вигеландспаркен с 212 скульптурами.

Замок Акерсхус

Замок или крепость Акерсхус – замок в Осло, столице Норвегии. Это старинное фортификационное сооружение издавна защищало столицу Норвегии Осло.
Первые работы по созданию замка начались в 1290-х годах. Основателем замка считается конунг Хакон V Святой. Вместе с крепостью в норвежском Тёнсберге они были сильнейшими цитаделями Скандинавии. По легенде, конунг заложил замок после того, как на него напал Альв Эрлингссон из Сарпсборга. Это первый случай в истории норвежской архитектуры, когда замок был построен из кирпича и камня. Основным достоинством замка стала близость к морю, поскольку вся торговля в Норвегии в то время осуществлялась по воде. Замок имел большое значение для столицы, настолько, что считалось, кто правит крепостью Акерсхус – правит Норвегией.
Замок пережил осаду 1308 года (шведы под руководством Эрика Кнутссона). Зимой 1537 года комендант замка Акерсхус, убежденный лютеранин Могенс Гюльденстьерне, по приказу короля разорил и сжег цистерианское аббатство на соседнем острове. Владения монастыря были переданы в королевскую казну, его строения разобрали, а камни пошли на укрепление замка Акерсхус. 24 сентября 1624 года большой пожар полностью уничтожил Осло, после этого датско-норвежский король Кристиан IV решил перенести город вплотную к стенам крепости, чтобы обезопасить от вторжения шведских войск. Кристиан сам спроектировал новый город и приказал местным жителям заселить его не позднее Пасхи 1625 года. Горожанам пришлось повиноваться – теперь этот район Осло называется Квадратурен и примыкает вплотную к крепости. Одновременно с этим вокруг замка было выстроено дополнительное кольцо оборонительных сооружений, получившее название крепость Акерсхус, а непосредственно замок был перестроен и приобрел современный ренессансный вид.
После 1811 года замок используется как королевская тюрьма. В конце XIX века были начаты реставрационные работы. Петер Бликс был автором первого, представленного в 1896 году, проекта реставрации крепости. В 1897 году его проект был одобрен и получил грант от норвежского парламента.
В начале XX века замок пришел в столь плачевное состояние, что на его месте планировали возвести торговые ряды. Но в 1900 году начались работы по реставрации крепости Акерсхус, поскольку патриотические движения в Норвегии начали набирать силу и все монументы, связанные с независимой Норвегией (она в течение 700 лет находилась под властью сначала Дании, а потом Швеции) приобретали особенное значение. В начале XX века на территории замка был основан музей. В замковой часовне похоронены норвежские монархи: конунг Сигурд I, конунг Хакон V, королева Ефимия, король Хокон VII, королева Мод, король Улаф V и кронпринцесса Марта. Неприятель ни разу не смог оказаться внутри крепостных стен замка Акерсхус. Лишь раз крепость сдалась без боя неприятелю. Это было в 1940 году, когда Норвежское правительство эвакуировало столицу после неожиданного нападения фашисткой Германии на Данию и Норвегию. В 1940 году замок на 5 лет был захвачен немцами – тут размещалось гестапо.
Видкун Квислинг – норвежский политик, коллаборационист, нацист, активно сотрудничал с Третьим Рейхом. В 1933 году создал и возглавил собственную национал-социалистическую партию в Норвегии, известную как Национальное единение. С 1931 по 1933 год министр обороны Норвегии. Во время нападения Германии на Норвегию, создал собственное «национальное правительство», в котором занял пост премьер-министра и министра иностранных дел (9 апреля – 18 апреля 1940 года), однако оно было распущено немецкими властями. 1 февраля 1942 года Видкун Квислинг в крепости Акерсхус провозгласил себя премьер-министром Норвегии и призвал не сопротивляться немецким войскам. После окончания войны в стенах замка были расстреляны норвежские предатели, уличенные в пособничестве фашистам. Среди них был и Видкун Квислинг.
В 1976 году были закончены работы по реставрации зала Олава, здесь в настоящее время проводят официальные приемы и торжества. 1 июня 1989 года на Крепостной площади рядом с крепостью Акерсхус отслужил торжественную мессу папа Иоанн Павел II – единственный в истории глава католической церкви, посетивший Норвегию. Крепость Акерсхус и в настоящее время не утратила своего военного значения. На ее территории расположено Норвежское министерство обороны и штаб вооруженных сил.
Многие, кто побывали на экскурсии в Норвегии и посетили замок, указывают на скромную простоту убранства внутреннего помещения. По европейским стандартам того времени, он должен выглядеть по-светски величественным, поражать разнообразием и пышностью убранства. Нет же, замок дышит серой скудностью, что вполне объясняется историей этого удивительного края.
Норвегия во времена Средневековья была бедной страной, так как морские пути имели свои ограничения, и времена изобилия в Осло часто сменялись периодами нищеты. Все же некоторые залы удивляют довольно шикарным интерьером с великолепной мебелью и гобеленовым декором того времени, а мистический запах старины создает особую, неповторимую атмосферу.
Крепость имеет более десятка больших, просторных комнат, которые когда-то служили определенным функциям. Есть своя гарнизонная церковь с усыпальницей, комната, где занимался сбором налогов придворный бейлиф, королевская кухня.
В те времена был в моде стиль ренессанс, пышность и богатую отделку которого очень любила придворная знать. Особенности этого направления прослеживаются и в средневековых костюмах, выставленных в одной из комнат замка. Их используют и в наше время для зрелищных исторических постановок.
Акерсхус, как и любой замок или крепость, имеет потайные ходы. Во время боевых действий, а особенно при осаде замка, с помощью секретных ходов можно было свободно перемещаться между северным и южным крылом цитадели. Превосходно выполненные и надежно укрепленные, потайные ходы до сегодняшнего дня сохранили свою крепость и надежность. Кстати, ранее по ним можно было попасть в школьный класс, где учились дети местного губернатора.
Интересный факт: нижняя часть стен была покрыта тканью наподобие холста, и дети во время урока рисования могли переносить свои фантазии на стенное полотно. По сей день на стенах можно увидеть частично сохранившиеся рисунки того времени.
Казематы в Акерхусе занимают особое место и положение. Под старой церковью, на месте порохового погреба, построены четыре тюремные комнаты, одна из них носила название «ведьмина яма». Наверное, это было как-то связано с инквизициями, которые буйствовали в то время. Атмосфера, витающая в некоторых помещениях замка, довольно жуткая. Подвальные тюрьмы крепости сохранили в своих камнях страдания тех, кто был лишен свободы за нарушения закона. Казематы в Акерхусе занимают особое место и положение. Под старой церковью, на месте порохового погреба, построены четыре тюремные комнаты, одна из них носила название «ведьмина яма». Наверное, это было как-то связано с инквизициями, которые буйствовали в то время. Атмосфера, витающая в некоторых помещениях замка, довольно жуткая. Подвальные тюрьмы крепости сохранили в своих камнях страдания тех, кто был лишен свободы за нарушения закона.
Как утверждают местные жители, в стену вмурованы останки легендарного конунга Сигурда Кольцо, который одержал победу над Харальдом Боезубом, после чего правил королевством до самой смерти. Чем не сюжет для «Властелина колец»!
Замок Акерсхус по сей день сохраняет свою загадочность. И, надо отметить, гостеприимным его назвать сложно. Часто во время посещения залов туристы отчетливо слышат звон ключей, призывающий покинуть крепость...

Королевский дворец

Одной из посещаемых достопримечательностей Осло является Королевский дворец - резиденция правящего короля Гарольда Пятого. Во время пребывания короля во дворце над крышей взмывает его золотой штандарт. Если же он в отъезде, то поднят флаг наследного принца Хокона. Вход во дворец для посетителей и туристов закрыт, но вы свободно можете гулять по Дворцовой площади, откуда открывается великолепный вид на центр Осло, а также наблюдать церемонию смены караула, которая происходит ежедневно в 13.30.
Королевский дворец был возведен в качестве летней резиденции шведско-норвежского короля. В начале 19 века Норвегия отошла к Швеции, чему способствовал бывший наполеоновский маршал Жан Батист Бернадот, который в результате был коронован на оба престола под именем короля Карла Юхана XIV.
Первый камень будущей резиденции король заложил лично в 1825 году, но по причине финансовых проблем строительство дворца растянулось на долгих двадцать четыре года.
Сегодня на первом этаже здания расположены приходская церковь и зал Государственного совета. Роскошный интерьер дворца богато украшен произведениями традиционного норвежского искусства. Великолепный экстерьер дополнен живописным парком, открытым для посещения только в летний период.
Садово-парковый ансамбль резиденции короля выполнен в стиле европейской классики ландшафтного дизайна. Ее декор и оформления по духу близок французским садам в Версале. Изящные узкие дорожки, вымощенные камнем, огибают красивые искусственные озера и пруды, скрываясь в уютных зонах для отдыха. Каждая зона имеет живую ограду и великолепно украшена скульптурами и удобными лавочками.
Дворец возведен в неоклассическом стиле и имеет 173 комнаты, однако с момента его постройки здесь практически никто не жил. Ведь Норвегия была частью Швеции, и шведские короли отдавали предпочтение своим исконным резиденциям.
На сегодняшний день дворец является резиденцией короля Норвегии. Любая официальная делегация, а также главы иностранных государств, прибывая в страну, обязательно посещают Королевский дворец. Здесь проводятся официальные приемы короля и королевы, а также Государственного совета и королевский суд. Прекрасный памятник норвежской архитектуры и самая знаменитая достопримечательность Норвегии ежегодно принимает тысячи туристов, а также тех, кто с неподдельным интересом изучает культуру суровой, но такой прекрасной страны.

Здание парламента

Здание парламента можно смело считать одним из красивейших сооружений Осло. Находится здание в центре города и сегодня является резиденцией парламента Норвегии.
История
Парламентарная система в Норвегии появилась в 1814 году. В начале для своих заседаний парламентарии использовали частные дома знатных и почитаемых особ. Позже, в 1854 году, этот законодательный орган обосновался в большом зале Королевского университета Фридриха. На протяжении долгих лет существования парламента на его заседаниях много раз поднимался вопрос о строительстве своего помещения. В 1833 году на одном из заседаний парламента было выдвинуто и рассмотрено предложение о строительстве своего здания. Но тогда это решение мало кто поддержал, и парламент продолжал проводить заседания в арендованных помещениях. Вернулись к вопросу строительства здания для парламента лишь в 1857 году. Проект строительства был предложен многими архитекторами, но на голосовании парламента, которое состоялось 18 мая 1860 года, большинством был одобрен проект шведского архитектора Эмиля Виктора Ланглету. Строительство было начато 3 августа 1860 года. В своё собственное новое здание парламент переехал спустя шесть лет, 5 марта 1866 года.
Архитектура
Здание парламента в Осло в основном выполнено в нео - романском стиле. Хотя можно распознать сочетания нескольких архитектурных стилей пришедших из Франции и Италии. Построили его из желтого кирпича. Цокольные этажи обложены серыми гранитными блоками. Многочисленные окна и двери выполнены в виде арок. По бокам от входа в центральное помещение разместились статуи каменных львов. По причине нехватки рабочих, для его строительства в основном использовали труд заключенных. Например, два "охраняющих" здание льва, что находятся перед входом в парламент, были сделаны местным каторжником Гюдбрандом. Они просто стали спасением заключенного в буквальном смысле этого слова. Звери настолько понравились парламентариям того времени, что мастера помиловали и освободили от смертной казни. По поводу львов существует множество легенд, одна из них гласит, что раз в год с наступлением самой длинной ночи, хищники оживают и бродят по улицам города в поисках легкой добычи.
Сегодня здание Парламента в Осло уже не в состоянии вместить всех нынешних сотрудников органов законодательной власти. Поэтому вынуждены арендовать близлежащие офисы. Но конечно основная работа проходит именно за стенами этого здания. Здание парламента в Осло действительно очень красивое сооружение. Его прекрасный фасад запечатлен на многих картинах известных и малоизвестных норвежских художников. Также некоторые из этих художников работали и над оформлением внутреннего интерьера помещения. Большинство работ, украшающих стены здания, повествуют о разных важных событиях страны. Интересно будет увидеть и центральный зал, в котором проходят дебаты и заседания. В целом внутренний интерьер здания достаточно скромен и минимально оформлен. Если вы хотите посетить здание парламента в Осло, то это можно сделать с гидом, в рамках специальных экскурсий. В июле и августе такие экскурсии устраивают три раза в день. Во все остальные месяцы посещение осуществляется только по субботам.

Ратуша

Есть в столице Норвегии достопримечательность, до сих пор вызывающая страстные дискуссии среди посетителей города: это Ратуша, отзывы о которой колеблются от крайне негативных до совершенно восторженных.
Ратуша Осло, сооруженная из темного кирпича, является большой знаменитостью: именно здесь ежегодно, в декабре, вручается Нобелевская премия мира. «Виновником», возложившим на город эту почетную обязанность, был Альфред Нобель, учредивший премию в 1895 году. Тогда Норвегия еще находилась в составе Швеции, что и помогло бывшей Кристиании получить этот достойный «трофей».
Мысль о необходимости строительства нового здания родилась еще в 1905. Но начало работ пришлось отложить, так как началась Первая мировая. Потом проволочки были связаны с тем, что никак не могли выбрать подходящий проект. В результате задержек строительство столь необходимого городу здания стартовало в 1933 году, а затем новая война — Вторая мировая — разрушила все планы градоначальников. Торжественное открытие Ратуши состоялось лишь в мае 1950, в канун юбилея Осло, которому должно было «стукнуть» целых 900 лет.
Издали комплекс с двумя башнями выглядит слегка мрачновато, но если подойти к нему на расстояние вытянутой руки, то можно обнаружить много интересных деталей, которые смягчают первое впечатление. На фасаде центрального входа красуется фигура девушки — «Ослопикен», памятник женщинам города. Здесь же находятся и астрономические часы. А двор украшает фонтан «Два лебедя», работа Дире Ваа. В галереях за колоннами можно полюбоваться на забавные деревянные барельефы, выполненные на темы народных эпосов.
Фасад со стороны Осло-фьорда имеет свою изюминку — бронзовую фигуру Святого Хальварда, являющегося покровителем Осло. Легенда гласит о нем следующее: " Хальвард был сыном богатого хёвдинга (так именовались в Скандинавии знатные люди) из Хусабю. Юность он провел в викингских походах, потом вернулся и стал жить дома. Однажды, когда он переплывал на своей лодке Драмменфьорд, его окликнула с берега женщина, которая стала умолять его взять ее с собой. Она объяснила, что ее несправедливо обвинили в воровстве и хотят убить. Хальвард пристал к берегу и посадил несчастную в свою лодку. Но едва они отплыли, появились преследователи. Они потребовали, чтобы Хальвард высадил женщину, но тот отказался это сделать, поскольку верил, что она невиновна. Тогда преследователи застрелили из луков и женщину, и Хальварда. Они привязали к телу Хальварда камень и бросили его в море, но тело не утонуло. Хальварда стали почитать как мученика, поскольку он погиб, защищая невиновного человека." Его похоронили в каменной церкви в Осло, и с этого времени он считается покровителем города...
С левой стороны здания (верхом на лошади) изображена еще одна историческая личность — король Харальд Суровый, основатель города. Под ним находится барельеф, посвященный строителям Ратуши, и небольшой фонтан-чаша, украшенный фигурками животных.
На правой башне, если смотреть с фьорда, расположены куранты, на ней же находится и карильон из 30 колоколов, который каждый час услаждает слух горожан и посетителей Осло шедеврами местных композиторов.
Около здания «разбросаны» скульптуры рабочих разных профессий, трудившихся над зданием: здесь можно увидеть прораба и каменщика, плотника и носильщика, электрика и др.
Ратуша является своеобразным городским маяком: ее видно и со стороны фьорда, и из окон поездов, прибывающих в Осло изо всех уголков страны, а также из Гетеборга и Стокгольма. Стоит сказать и про огромную Ратушную площадь, ведь она сама по себе является достопримечательностью, и не только для туристов: горожане разных возрастов с удовольствием проводят здесь свободное время.
Если Ратуша открылась в 1950 году, то над площадью пришлось «колдовать» еще 10 лет, ведь надо было устанавливать скульптуры и трудиться над фонтанами, которых сейчас на ней немало. Подавляющее количество скульптур изображает женщин, мужчин и детей, но почему-то в обнаженном виде.
Но есть здесь и «одетые примечательности». К ним относится памятник отважному вице-адмиралу датского флота, который прославил свое имя в войне со шведами — Педеру Турденшельду. А немного выше, на бастионном холме, уютно расположившись в кресле, отдыхает в тени деревьев сам Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент США.
От пирсов у площади курсируют муниципальные паромы и разномастные прогулочные суда, что и делает ее практически сердцем Осло. Значит, побывать здесь надо обязательно, ведь отсюда открывается совершенно бесподобный вид на Осло-фьорд. К тому же нельзя упустить возможность увидеть «гордость Норвегии» — Ратушу. И составить собственное мнение о ней.

Музей кораблей викингов

Викингами именовали себя средневековые племена мореходов, проживавшие на территории современной Скандинавии. Считается, что именно корабли викингов смогли достигнуть американского континента, и сделали они это за четыре века до знаменитого путешествия Колумба. Человеком, доказавшим этот факт, является Х.М. Ингстад.
Поэтому нет ничего удивительного, что скульптурное изображением именно этого человека и его супруги-соратницы находится перед входом в музей кораблей викингов в Норвегии. Внутри можно увидеть самые настоящие корабли, на которых древние мореходы совершали свои походы. Чтобы посетителям было удобнее осматривать корабли, которые отличаются немаленькими размерами, залы оборудованы специальными балконами.
Открылся музей кораблей викингов в Осло почти девяносто лет назад в 1926. В экспозиции представлено три отлично сохранившихся корабля, которые были обнаружены при раскопках в ближайших фьордах. Здание музея имеет форму креста, с крыльями ориентированными по сторонам света. Три крыла отведены под установку кораблей, в четвертом находится выставка предметов, извлеченных из этих кораблей. Построены эти морские суда были в IX-X веке и до того, как они были извлечены из воды, пролежали на дне не менее тысячи лет.
Самым первым (в 1867) был обнаружен корабль-драккар, который носит название Тюнского. Это судно было построено примерно в 900 году и выполняло функции погребального корабля. К сожалению, судно сохранилось лишь частично, но, по предположениям ученых, оно было приблизительно 22 метра длиной и на нем было не менее одиннадцати рядов весел. Судно весьма массивно, имеет обшивку из дубовых плашек, уложенных внахлест. Усыновлен экспонат в западном крыле музея. Корабль-драккар, получивший название Гокстадского, был найден немного позже – в 1880. А вот построен был раньше, в девятом веке. Этот корабль, также, использовался в качестве погребального. Судно сохранилось очень хорошо, так как оно полностью построено из дуба. Борта корабля украшены богатой резьбой. Для движения корабля использовался парус, а в тихую погоду команда использовала весла. Интересно, что стационарные сиденья для гребцов на этом судне отсутствовали, видимо, гребцы в случае необходимости усаживались на свои сундуки. Считается, что именно на корабле такого типа викинги сумели преодолеть океан и достичь американского континента.
На корабле было обнаружено множество интересных предметов:
- боевые щиты;
- шесты для установки шатров, украшенные искусной резьбой, и сами шатры;
- посуду из дерева;
- застежки из металла – свинца, серебра с позолотой, бронзы.
Так же у бортов корабля были обнаружены скелеты животных – лошадей и собак. И уж совершенно удивительной находкой является скелет павлина. Видимо эта красивая южная птица была привезена в Скандинавию в качестве подарка для знатной особы. Все это богатое имущество должно было сопровождать в путешествие в иной мир весьма знатной особы. Останки этого господина были обнаружены тут же на корабле, он был уважен на деревянный стул. Как установили медики, погребенному было около пятидесяти лет и он страдал от артрита. Есть версия, что это верховный правитель (конунг) по имени Олаф Гудрёдссон.
Расположен гокстадский корабль в восточном крыле здания, а у самого входа расположилось судно, названное Осебергским. Этот экспонат нашли намного позже в 1904. Как полагают эксперты, данный корабль использовался для ближней навигации, то есть, курсировал вдоль скандинавского побережья не менее десяти лет, а затем, судно использовали, как погребальный корабль. Длина судна чуть более двадцати одного метра, а высота его парусной мачты составляла не менее десяти метров. Корабль приводили в движение пятнадцать пар гребцов, для которых вдоль бортов предусмотрены сидения. При наличии попутного ветра использовался парус. Ученые считают, что корабль мог развивать скорость около 19 км в час. На носу и корме этого судна хорошо сохранилась замысловатая резьба.
Корабль был использован для погребения двух женщин, имевших вероятно, весьма высокое происхождение. Ученым удалось выяснить, что младшая из погребенных, являлась носительницей группы генов, которая характерна для коренного населения Персии, а вот среди европейцев практически не встречается. К сожалению, этот корабль был обнаружен в средние века местными жителями, которые основательно разграбили его содержимое. Поэтому при раскопках корабля было обнаружено несколько лопат и носилок, которые относились к гораздо более поздним временам. А вот предметов из ценных металлов, которые наверняка были на корабле, обнаружить не удалось.
Впрочем, средневековые грабители унесли не все. Поскольку это была усыпальница для женщин, то в последнее плавание их отправили с богатым набором хозяйственной утвари – прялками, посудой из дерева, коврами и пр. кроме того, погребенных снабдили повозкой на четырех колесах и зимними санями. Как можно увидеть на фото, это деревянное изделие украшено искусной резьбой.
Предметы, которые удалось снять с погребальных кораблей, выставлены отдельно в южном крыле здания. Тут же можно увидеть отдельные детали корабельной оснастки, детали конской сбруи, сохранившиеся фрагменты тканей.
Расположен музей в столице Норвегии на острове Бюгдё. Чтобы попасть в него из центра города можно воспользоваться автобусом, следующим маршрутом №30. Но более интересным вариантом станет путешествие на корабле. Не смотря на то, что водный путь займет немного больше времени, все же стоит выбрать именно этот вариант, так как во время этой морской прогулки можно будет полюбоваться очень красивыми пейзажами.

Музей Кон-Тики

Музей Кон-Тики – посвящённый жизни и деятельности Тура Хейердала, открыт 15 мая 1950 года, расположен в Осло, Норвегия.
Тур Хейердал с детства интересовался зоологией и даже досконально изучил дарвиновскую теорию эволюции. Будущий путешественник планировал всю свою жизнь связать с исследованиями фауны, но чего он никак не мог предвидеть — то, что когда-то будет бороздить просторы океана. Все потому, что Тур в детстве не просто боялся воды — он испытывал панический страх к этой стихии после того, как дважды оказался в ее мощных объятиях с минимальным шансом на спасение. Конец этой фобии был положен в 22 года, когда, упав в реку, Тур нашел в себе силы справиться с паникой и без посторонней помощи выплыл на поверхность.
Переломной точкой в судьбе знаменитого норвежца стало знакомство с Бьерном Крепелином во время обучения в университете Осло, где Хейердал постигал глубины зоологии и географии. Благодаря новому другу и его уникальной библиотеке, Тур получил возможность углубиться в культуру Полинезии. С тех пор судьба юноши была предопределена: в будущем он видел себя только путешественником.
Мечта преодолеть Тихий океан на плоту не оставляла Хейердала ни на минуту. Изучение древних летописей, изображений плотов на рисунках испанских конкистадоров и некоторых легенд позволили ученому сделать предположение, что Полинезия и Южная Америка могли быть тесно связаны. Собрав в 1947 году группу исследователей, Тур Хейердал начал строительство в Перу плота из бальсового дерева по старинным эскизам, который позже был назван «Кон-Тики».
Сто один день плавания — и команда, преодолев на плоту более 4 тысяч миль, достигла островов Туамоту. Таким образом, достаточно примитивное судно смогло безопасно преодолеть по направлению к западу Тихий океан. «Кон-Тики» был очень маневренный, а промежутки между бальсовыми бревнами способны были удерживать воду в достаточных количествах. Предположительно, когда-то такой способ был настоящим спасением для мореплавателей, когда заканчивалась пресная вода. Это знаменитое на весь мир путешествие легло в основу книги Хейердала, где представлены важнейшие его этапы.
Теперь легендарный плот «Кон-Тики» мирно покоится в норвежском музее, который гордо носит его название. Помимо этого артефакта, в числе экспонатов музея и другие суда, на которых Тур Хейердал бороздил просторы океана, а также многочисленные предметы, сопровождавшие экспедиции. Одна из них была направлена на остров Пасхи, что также нашло отражение в определенной части экспозиции. Выставка пещер длиною в 30 метров полностью воспроизводит пещеры острова Пасхи.
Есть в музее и уникальная подводная экспозиция, которая запечатлела сцену из путешествия на «Кон-Тики»: под плотом мирно проплывают разные виды рыб, но совсем рядом — китовая акула.
Как возникла идея создания необычного музея? Произошло это в 1949 году, когда норвежские путешественники триумфально вернулись на родину и решили сохранить для истории в первозданном виде уникальный плот. Вместе с Туром Хейердалом у истоков музея был и Кнут Хаугланд: именно он более сорока лет занимал должность директора этого исторического заведения.
Музеем Кон-Тики гордятся норвежцы, а сотни тысяч туристов ежегодно приезжают туда, чтобы стать свидетелями увлекательных историй, главным действующим персонажем которых является знаменитый Тур Хейердал.

Музей Фрама

Музей в Осло посвящённый истории норвежских полярных экспедиций, расположен рядом с музеем Кон-Тики, Норвегия.
Причаливая к пирсу бухты норвежского города Осло, что на полуострове Бюгдей, невозможно не обратить внимания на большое желтое здание треугольной формы с надписью «FRAM». По-норвежски это звучит гордо и в переводе с этого языка означает «вперед». Под двухскатной крышей, будто уходящей в землю, находится самая ценная и дорогая сердцу каждого норвежца реликвия — корабль.
Небольших размеров судно, которое было построено на деньги норвежского кораблестроителя Колина Арчера. Шхуна имела назначение исследовать полярные широты. Благодаря трем великим мореплавателям: Нансену, Свердрупу и Амудсену — она имела честь быть увековеченной в анналах истории полярных исследований Северных широт.
Начиналось все так. Нансен Фритьоф собирался в очередную экспедицию, совершенно не зная, что его ждет впереди. Корабль начали строить специально для такого дела. Постройкой занимался близкий друг Нансена и его и единомышленник Отто Свердруп, с которым Фритьоф прошел на лыжах всю Гренландию. Арчер делал наброски и чертежи будущего судна, тесно сотрудничая при этом с путешественниками и согласовывая все детали.
Нужно отметить, что Нансен был очень щепетильным и придирчивым человеком ко всему, что касалось путешествий с выходом в море. Он проверял лично обшивку корабля, простукивал каждое крепление, просчитывал воздействие трения судна об лед, для лучших показателей которого была придумана интересная конструкция низа судна. Нижняя часть до ватерлинии была очень сильно заужена книзу — это давало кораблю возможность при сковывании льдами подниматься наверх, избегая опасности быть стиснутым в ледовых глыбах.
Нансен занимался не только чертежами, но и продумывал разные варианты по оснащению корабля. Дошло до того, что он сам разработал горелку для плиты на камбузе, которая служила верой и правдой долгими полярными ночами. Когда все этапы строительства остались позади, и судно было готово к отплытию, было решено назвать его «Фрам».
Летом 1893 года состоялась первая экспедиция, где капитаном был назначен Свердруп. Экспедиция была весьма рискованна: нужно было пройти по русской Сибири, «вмерзнуть» во льды и лишь потом на дрейфующих льдинах достигнуть цели — Северного полюса. По стечению обстоятельств, не зависящих от пионеров-первооткрывателей, льдина прошла далеко от назначенного места. Нансен, при всей своей целеустремленности, пытался попасть на полюс пешком, но по неизвестным причинам повернул назад в Норвегию.
Попытка осуществить вторую экспедицию увенчалась успехом. В период с 1898 по 1902 годы был исследованы и нанесены на карту острова Канадского Арктического архипелага. Под чутким руководством капитана Свердрупа была проведена широкомасштабная разведка ранее неизвестных территорий. Капитан считался очень строгим и молчаливым человеком, и за его серьезность местное население дало ему определение как самого немногословного норвежца.
Третья экспедиция была самая опасная и держалась в секрете. Амудсен, который имел намерения добраться до Северного полюса, узнав о том, что его уже открыли, поменял радикально свои планы и отправился в Антарктиду. В октябре месяце на собачьих упряжках он достиг полюса, водрузив там флаг Норвегии.
После всех происходящих в прошлом событий, корабль «ФРАМ» встал на прикол. Постепенно время начало подтачивать его крепкие бока, и о судне на некоторое время забыли. Знаменательным для него стал 1920-ый год, когда было начато полное восстановление корабля с последующим решением норвежских властей сделать из него музей. В 1935 году он был установлен на специальный постамент в местечке Бюгдойнес. И только после этого строители приступили к возведению здания, в котором сейчас находится музей.
Сооружение имеет несколько уровней, с которых можно рассмотреть более подробно все судно. Привезти домой его «частичку» мечтает каждый посетитель музея. Это вполне осуществимо благодаря небольшой сувенирной лавке, где продаются сувениры с «фрамовской» символикой.
По направлению к пристани вниманию туристов представлена небольшая шлюпка Йоа. С 1903 по 1906 год Амудсен совершил на ней переход через Северную Атлантику по направлению к Берингову проливу.
Стать свидетелем исторических событий, полностью погрузившись в их загадки, на полуострове Бюгдей легко. Достаточно открыть двери музея Фрама ...

Народный музей Норвегии

Народный музей Норвегии, расположенный на полуострове Бюгдой в Осло, представляет собой отражение многовековой истории Норвегии с её культурой и давними традициями. Он был открыт в 1894 году, при участии его основателя – Ханса Аалла, заняв территорию в 35 акров, на которой расположились сельские и городские деревянные дома и где жили простые норвежцы на протяжении последних столетий. Этот уникальный музей под открытым небом состоит из 155 старых зданий, созданных по аналогии подобных, существовавших несколько веков назад. В них прекрасно сохранён интерьер того времени и воссоздана соответствующая атмосфера. Музейные экспонаты позволяют посетителям сформировать образ средневековой Норвегии, а также узнать много интересного об этой суровой северной стране.
Для наглядности и реалистичности экспозиции, сотрудники Народного музея Норвегии, одетые в национальные костюмы, ежедневно разыгрывают различные сцены из повседневной сельской жизни, таким образом, выступая в качестве актёров. Экспозиции размещаются здесь в виде небольшого посёлка, с мощёными улочками и фермерскими хозяйствами. Почти в каждом из них посетителей ждут гостеприимные «хозяева», предлагая чашечку чая или доброго молока. Специально для гостей музея, по определённым дням тут устраиваются курсы рукоделия, проходят лекции по истории и даже организуются концерты с фольклорными танцами. В рождественские праздники на территории Народного музея Норвегии зажигаются яркие огни, наряжается новогодняя ёлка, а по улицам неспешно прогуливается Санта Клаус, держа за плечами огромный мешок с подарками.
Среди аккуратных и уютных домиков, отдельное внимание обращает на себя кабинет-музей прославленного норвежского драматурга Генрика Ибсена и симпатичная деревянная церковь XII века постройки, с изображениями драконов, считавшихся неизменным атрибутом художественного оформления кораблей древних викингов. Немаловажным элементом здешней инфраструктуры выступают сувенирные лавочки, где можно прикупить самые разнообразные сувениры. Народный музей Норвегии в полной мере воплощает в себе культурно-историческое наследие страны и способен подарить множество ярких впечатлений посетителям всех возрастных категорий.

Оперный театр

Оперный театр — новая достопримечательность норвежской столицы, города Осло, впечатляет как своими необыкновенными формами, так и размерами, материалами и технической оснащенностью. Величественное здание расположилось на полуострове Бьорвик в непосредственной близости от центрального вокзала и биржи.
Опера открылась относительно недавно – в апреле 2008 года. С тех пор это здание влюбило в себя как местных жителей, так и многочисленных гостей города. Но строительство гигантского сооружения ушло пять лет. Это самое большое общественное здание, когда-либо построенное в Норвегии, после собора Нидарос, который был возведен приблизительно в 1300 году.
Проект необычного здания был создан ведущим в Норвегии архитектурным бюро. Основа огромного сооружения имеет размеры футбольного поля, ее площадь составляет 38 тысяч квадратных метров. Внутри постройки находятся три сцены и более тысячи всевозможных помещений.
Главный зал оперного театра рассчитан на 1364 зрителя. Он отделан мрамором и дубом и имеет классическую изогнутую форму, напоминающую подкову. Именно такая форма позволяет добиться безупречной акустики. Примечательно, что спинки кресел оборудованы специальными экранами, на которых зритель может читать субтитры на восьми разных языках!
Особого внимания заслуживает освещение этого зала: в помещении висит огромная сферическая люстра, которая по праву считается самой большой в Норвегии. Она состоит из восьми сотен светодиодов и 5800 хрустальных подвесок, которые были сделаны вручную. Эта люстра достигает семи метров в диаметре! А ее вес составляет восемь с половиной тонн!
Самые лучшие мастера со всей Норвегии поработали над интерьером оперного театра: резьба на балконах главного зала была выполнена мастерами лодочного дела с северо-западного побережья Скандинавской страны, над подвесками люстры работали стеклодувы из мастерской Хаделанд Глассверк.
Войдя в здание оперного театра через главный вход, Вы увидите помещение внушительных размеров. Как часть современного здания, оно не отличается роскошным убранством. Здесь господствует минимализм, в интерьере использованы стекло – обязательный атрибут любого новейшего здания, натуральный камень, дерево, бетон. На территории оперного театра расположились бары и рестораны, а также места, где можно просто посидеть, благодаря чему посетители чувствуют себя очень комфортно.
Главный зал оперного театра рассчитан, в первую очередь, на концерты классической музыки. Площадь сцены достигает нескольких тысяч квадратных метров, она сконструирована таким образом, что позволяет возвести на себе самые невообразимые декорации. Некоторые конструкции, относящиеся к ней, расположились на 16 метров ниже уровня воды в заливе, рядом с которым расположилось здание оперы.
Сцена собрана из 16 независимых друг от друга площадок. Все эти площадки можно перемещать в пространстве – они наклоняются, вращаются, поднимаются, что позволяет делать самые замысловатые декорации. Кроме того, имеются задняя и боковые сцены. Под главной сценой также предусмотрено место для подготовки декораций, которые затем поднимаются наверх бесшумными электрическими механизмами, которых задействовано более 200 штук.
Здание оперного театра оборудовано огромным коридором, по которому могут передвигаться грузовые машины. Эти машины привозят декорации прямо к сцене. Задний фасад здания вместил на себе огромное количество солнечных батарей, суммарная площадь которых составляет 300 квадратных метров! Эти батареи производят около 20 тысяч киловатт-часов электроэнергии ежегодно, однако это покрывает только часть энергии, затрачиваемой огромным оперным театром.
Репертуар оперного театра насчитывает более трех сотен различных постановок. За время существования оперы ее посетило более восьми миллионов человек! При этом число зрителей с каждым годом растет. Еще одной «фишкой» этого здания является вид на город, который открывается с его крыши.
За свою недолгую историю оперный театр успел получить несколько престижных международных наград, например, премию имени Миса ван дер Роэ в 2009-ом году и Международную архитектурную премию в 2010-ом.
В оперный театр Вы можете прийти не только в качестве зрителя постановки – по выходным здесь проводятся экскурсии. Продолжительность экскурсии составляет чуть меньше часа. Желающих прогуляться по уникальному оперному театру много, поэтому приходится записываться заранее.

Национальный театр Норвегии

Здание Национального театра Норвегии расположено в самом центре Осло, так что его не миновать в течение большинства туристических прогулок по городу. Театр находится через площадь от здания Парламента, недалеко от Королевского дворца, и является ориентиром для встреч многих туристических групп и местных жителей.
Впервые свои двери для посетителей Национальный театр открыл в 1899 году, хотя его предшественник существовал с 1829 года, и именно он заложил основу под центр драматического искусства страны. Но поистине «золотым веком» для театра стало время после 1908 года, когда руководство на себя взял Вильгельм Крэг, знаменитый норвежский писатель. Перед зданием театра также установлены скульптуры Генрику Ибсену, национальной легенде и великому драматургу, и Бьернсону, лауреату Нобелевской премии по литературе и знаменитому писателю и поэту. Их произведения не раз ставились в Национальном театре, их можно посмотреть и сегодня. Единственное препятствие к посещению этой достопримечательности Осло – незнание норвежского языка, а именно на нем и проходят все спектакли.
В репертуаре театра пьесы Л. Хольберга, Г. Ибсена, Б. Бьернсона, К. Абелля, Б. Брехта и др.
Кстати. Не удивляйтесь, если во время спектакля услышите с соседнего кресла характерный для кинотеатра звук помешивания поп-корна в стакане или чавканье. В Норвегии к театру относятся совсем иначе, нежели во многих других странах: уважают, восхищаются, но и в еде во время просмотра себе не отказывают.

Кафедральный собор

Кафедральный собор в Осло - это церковь для всех, кто любит традиции и хочет быть открытым. Это место, где вы можете чувствовать себя свободно и непринужденно.
История
Предполагается, что Кафедральный собор в Осло был разработан статским советником де Виггерсом, который также отвечал за часть строительных работ. Краеугольный камень был заложен в 1694 году. В то время в Норвегии не было свободных денег, следовательно, собор был построен без особой внешней отделки и художественных деталей. Когда церковь была освящена в 1697 году, затраты на строительство достигли почти 15 000 риксдалеров (это меньше половины стоимости церкви Святой Троицы, второй Кафедральной в Осло). По-прежнему не хватало литургической мебели и, лишь алтарь был на месте, покрытый кружевной тканью (наследие сожженной церкви Святой Троицы). Три спасённые латунные люстры висели в центральном проходе. Работа над интерьером продолжались в течение нескольких лет. Люди высшего класса города Осло пожертвовали литургическую мебель, и кафедра была завершена в 1699 году, а год спустя появился алтарь и галерея королевской семьи. В 1702 году церковь обогатилась органом. Великая Северная война (1709-1720 годов) положила конец дальнейшим работам.
Архитектура
Кафедральный собор в Осло был предметом обширных изменений и реставрационных работ несколько раз. В соответствии с эстетическими импульсами современности, его перестроили в неоготическом стиле в 1850-х годах под руководством архитектора Алексиса де Шатонеф. Работы включали в себя строительство настоящей башни с бронзовым шпилем, который виден издали по сей день. По красному голландскому кирпичу можно определить, в каком месте начались расширительные работы. Над южным входом заметна королевская монограмма вместе с девизом короля: IEP - Justitia Et Prudentia, - справедливость и мужество. Монограмму короля также видно, над входом в ризницу с северной стороны церкви. С востока на запад проходит церковный неф. Основным строительным материалом здесь являлся голландский кирпич, а дизайн стен был исполнен в традиционных манерах церковного строительства данного региона. Удивительно, но женщины проводили основную часть строительных работ. Собор окрашен в привычные голубые и желтые тона. Церковь сохраняла свой интерьер в стиле барокко на протяжении 18-го века, но после её стиль стал соответствовать готическому. К 900-летию Осло в 1950 году, здесь затеялись обширные реставрационные работы под руководством архитектора Арнстейн Арнеберга. Первоначальный вид здания был восстановлен, насколько это представлялось возможным. Вернули оригинальный интерьер в стиле барокко шрифту старой кафедры, алтарю и месту для крещения. Разработали мраморную и кирпичную кладку пола, всё остальное отремонтировали. Художник, Хьюго Луи Мор трудился над огромными потолочными картинами в период с 1936 по 1950 год. Часовня на восточной стороне церкви была разработана Арнебергом. Её строительство завершилось в 1950 году. Обновлённая церковь стала гордо называться Собором.

Парк развлечений Тусенфрид

Парк развлечений Тусенфрид – это самый популярный парк аттракционов в Скандинавии. Здесь посетители всех возрастов найдут забавы по своему вкусу. В парке работают обычная детская и воздушная карусели, детская автомобильная трасса, автодром, разнообразные водные горки.
Самыми популярными аттракционами являются Skycoaster и Speedmonster. Первый аттракцион за считанные секунды поднимает человека ввысь и создает ощущение свободного полета, за раз можно подняться в одиночку, вдвоем или втроем. Второй аттракцион представляет собой сверхскоростную американскую горку, его вагончики разгоняются до 90 км/час за 2 секунды, что позволяет ощутить себя в невесомости.
Для тех, кто предпочитает умеренные скорости, в парке развлечений Тусенфрид существуют и другие модификации американских горок (например, старинный паровозик). Инфраструктура парка включает множество закусочных быстрого питания, пиццерий и буфет со шведским столом, территория доступна для лиц с ограниченными возможностями.

Озеро Согнсванн

Озеро Sognsvann – прекрасный выбор для тех, кто хочет отдохнуть поближе к природе и подальше от городской суеты, но при этом не уезжать далеко от Осло. Озеро находится всего в трех километрах к северу от столицы, и добраться до него не представляет сложности даже на общественном транспорте – совсем рядом с побережьем есть одноименная станция метро Sognsvann.
На озере Sognsvann есть чем заняться круглый год. Летом в этом вам помогут прекрасно оборудованные пляжи, на которых даже есть специальные места для инвалидов. А зимой здесь занимаются ловлей рыбы подо льдом, само озеро превращается в большой каток, на котором по вечерам и в выходные всегда много местных жителей, оттачивающих свое мастерство катания на коньках. Вокруг озера Sognsvann можно встретить впечатляющее количество бегунов или лыжников, в зависимости от времени года, ведь норвежцы, как и все скандинавы, очень любят спорт и всегда находят ему место и время в своей жизни!
Рядом со станцией метро есть продовольственный магазин, в котором можно купить все необходимое для перекуса, пикника или даже для барбекю. Нет проблем и с парковкой: бесплатные места для автомобиля можно встретить в нескольких местах вокруг озера. И конечно, городские власти позаботились о туалетах: кабинки расставлены в отдалении от воды, но и так, чтобы найти их было не сложно.
Отдых на озере Sognsvann станет отличным поводом выбраться на природу и полюбоваться знаменитыми видами в Норвегии! Здесь любят проводить свои дни художники, писатели, да и просто все те, кто хочет немного отдохнуть от городской жизни.

Парк скульптур Вигеланда

Уникальный парк скульптур в Осло — дело всей жизни знаменитого на весь мир норвежского скульптора Густава Вигеланда (Gustav Vigeland). Здесь демонстрируется более чем 200 скульптур из бронзы, гранита и кованого железа. На сегодняшний день, это самое большое в мире собрание скульптур одного художника под открытом небом.
Густав Вигеланд родился 11 апреля 1869 г. в семье ремесленников в маленьком прибрежном городке Мэндал на юге Норвегии. Когда он достиг юношеского возраста, родители отправили его в Осло для обучения грамматике и искусству резьбы по дереву. Вскоре его отец скоропостижно умер и Густаву пришлось вернуться в родной город, чтобы помогать своей семье по хозяйству.
В возрасте 19 лет он снова отправился в Осло, твердо поставив перед собой задачу, стать профессиональным скульптором. Уже через год после начала обучения Густав сделал свою первую большую работу «Хагар и Ишмаэль». Несколько раз он выезжал для обучения за границу — в Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он посещал семинары Огюста Родена, а в Италии — экспериментировал и учился на работах мастеров эпохи Ренессанса.
Поселившись в Осло, Вигеланд получил от городского правительства небольшую студию, где и продолжил свои работы. В 1905 году Швеция признала независимость Норвегии и Вигеланду, как самому талантливому норвежскому скульптору, поступил заказ от правительства страны на создание статуй и бюстов, изображающих его известных соотечественников: Генрика Ибсена, Нильса Хенрика Абеля и других.
В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер, где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы, включая наброски, рисунки, гравюры и модели. На новое место жительства Вигеланд переехал в 1924 году.
В течение последующих двадцати лет, до своей смерти (1943 г.), мастер создал настоящую выставку своих работ под открытым небом, умело вписав их в окружающий ландшафт. Сегодня это место известно на весь мир как Парк Вигеланда.
Первое, с чего начинается знакомство посетителей с парком — Главные ворота из гранита и кованого железа — это начало оси длиной в 850 метров, на которой расположены основные достопримечательности парка: мост с детской площадкой, фонтан, плато Монолита и Колесо жизни. Главные ворота состоят из пяти больших и двух маленьких, пешеходных ворот из кованого металла, а по обе стороны от ворот установлены домики с медными крышами, которые венчают флюгера. Ворота были спроектированы в 1926 году. Дорабатывались и реконструировались они долго, — окончательный вариант был построен при поддержке Норвежского банка в 1942 году.
Мост шириной около 15 м и длиной около 100 м, украшенный фонарями и скульптурами на гранитных парапетах, построен на основаниях старого моста, возведенного в 1914. Вигеланд спроектировал новый мост и занимался его оформлением в период с 1925 по 1933 гг. За это время здесь появилось 58 бронзовых скульптур детей, женщин и мужчин различных возрастов, стоящих одиночно или группами. Доминирующие мотивы, которые здесь четко прослеживаются — отношения между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми. Скульптуры людей в движении разбавлены правильными геометрическими фонарями прямоугольной формы. Центральная часть этого необычного моста имеет расширение — площадку, с торцов которой по обе стороны установлены необычные массивные бронзовые колеса с фигурами людей внутри и небольшая, но очень популярная скульптура рассерженного мальчика, являющаяся своеобразным символом парка. В этом же месте моста, но уже под основанием площадки расположен водопад.
Мост со скульптурами был открыт для посещения летом 1940, когда остальная часть парка все еще строилась. В этот же период здесь были установлены четыре высоких гранитных колонны, увенчанных скульптурами людей, борющихся с ящерами. Ящеры — это демоны, держащие под полной властью свои жертвы, — драматический контраст с беззаботностью и радостью жизни, которые олицетворяют другие изображений на мосту.
Ниже уровня моста расположена круглая детская площадка с восьмью бронзовыми скульптурами маленьких детей. Особо привлекает внимание центральная скульптура — бронзовая фигура ещё не родившегося ребенка, увековеченного в позе эмбриона вниз головой.
Вигеланд также разработал детский паром для развлечения маленьких посетителей парка, — небольшая лодка причаливала к гранитной пристани в нескольких шагах от этого места. Многие годы после Второй мировой войны лодка была украшением парка и развлечением для его юных посетителей, но сейчас здесь плавают только лебеди и утки. Вдохновленный другими общественными парками в Европе, Вигеланд также хотел пустить гребные лодки в верхнем водоеме, но эта его задумка так никогда и не была воплощена в жизнь.
Среди скульптур парка самую давнюю историю имеет фонтан. Идея относительно строительства монументального бронзового сооружения появилась у Густава Вигеланда в самом начале XX столетия. Эскиз в гипсе, по образу и подобию которого и был построен фонтан, вызвал огромный интерес в 1906 года, когда был представлен властям города. Муниципалитет Осло сначала распорядился установить фонтан на площади перед парламентом страны, однако, вскоре это местоположение было отклонено. Позже планировалось также использовать фонтан для украшения садов при королевском дворце, но и этим идеям не суждено было воплотиться.
В период Первой мировой войны и далее Вигеланд несколько раз перепроектировал фонтан. Только в 1924 году, после переселения в новый дом на территории парка, Фонтан нашел свое окончательное местоположение.
20 бронзовых деревьев, расположенных по периметру фонтана создавались в период между 1906 и 1914 годами. Вигеланд по-своему интерпретирует и показывает нам этапы жизни человека, от колыбели до самой смерти. Время человека на земле — лишь часть вечного цикла движения времени без начала и конца. Так, например, за пугающей скульптурной группой, изображающей дерево с распадающимся скелетом, установлена скульптура дерева, под пологом которого резвятся дети. Конец и начало новой жизни совсем рядом...
Внешняя массивная бронзовая окантовка фонтана также состоит из небольших изображений вечного цикла жизни человечества, но здесь он показан подробнее, с большим количеством деталей. Вигеланду потребовалось очень много времени, чтобы завершить это невероятно сложное творение — автор постоянно дорабатывал проект, стремясь довести его до совершенства. Окончательный монтаж фонтана был закончен уже после смерти художника — в 1947 году. Большая территория вокруг фонтана была вымощена мозаикой из черно-белого гранита. Линии замысловатого рисунка формируют здесь лабиринт общей протяженностью почти 3 километра.
На самом высоком месте в парке, установлена внушительных размеров скульптура — Монолит. Первые эскизные наброски будущей гигантской колонны датируются 1919 годом. Вигеланд сконструировал её в полном размере в глине в его новой студии в 1924 ?1925 гг. На работу у художника ушло 10 месяцев. После этого скульптура была выполнена в гипсе.
Осенью 1926 года гранитный блок, весящий сотни тонн, транспортировался сюда по морю из каменного карьера, расположенного около Холдена. В самом начале 1927 года блок был доставлен по назначению и в следующем году установлен на свое постоянное место. Вокруг огромного камня были сооружены леса и навес, а модель из гипса была установлена рядом в качестве образца. К 1929 году камню была придана форма ровной колонны и началась самая сложная и кропотливая работа. Три резчика по камню в течение 14 лет трудились над этой грандиозной скульптурой. В 1943, сразу после завершения работ, последняя часть модели колонны из гипса была демонтирована и транспортирована в Музей Вигеланда, где и сейчас можно её увидеть. В рождественские дни 1944 года, прежде, чем строительные леса и навесы, окружающие монумент были убраны, любопытствующей публике, наконец, позволили зайти внутрь. Почти 180 000 посетителей, поднявшись по крутым ступеням, смогли в подробностях изучить новое творение Густава Вигеланда.
В 1947 году на ступенях, примыкающих к монументу, так называемом плато Монолита, было установлено 36 гранитных групп фигур. Вигеланд начал работу над этими скульптурами в период первой мировой войны, а закончил работу в 1936 году. Как и в Фонтане, основная тема всей композиции — цикл человеческой жизни, в которой человек изображен в разнообразии типичных жизненных ситуаций и отношений.
Плато Монолита по периметру окружено невысокой гранитной стеной, а войти сюда можно через восемь кованых ворот с контурами человеческих фигур. Эти ворота, изображающие человека в разные его возрастах, были задуманы Вигеландом между в 1933—1937 гг., но воплотить в жизнь задумки художника удалось только после его смерти.
Двигаясь по основной оси парка дальше, мы попадаем на площадку, где установлена солнечные часы (1930 г.), а чуть далее еще одна достопримечательность парка — бронзовая скульптура Колесо жизни. Вигеланд начал конструирование небольшой гипсовой модели Колеса Жизни зимой 1933—1934 гг. Затем кузнецы сделали железный каркас в полном масштабе (три метра в диаметре), используя линии разметки на модели. Этот, первоначальный вариант скульптуры, был сделан из глины, которая крепилась к каркасу с помощью деревянных зажимов и проволоки. Глина всегда была любимым материалом Густава Вигеланда. В мягкой глине он мог работать быстро, давая волю своей огромной энергии и вдохновению. Из глины он мог моделировать скульптуры в полном масштабе, основываясь на маленьких трехмерных эскизах. Художник наносил глину вручную, в редких случаях используя самые простые инструменты. На завершающей стадии, скульптура доводилась до совершенства с помощью более точных инструментов.
Колесо Жизни, по задумке художника, — это символ вечности, воплощенный здесь в виде гирлянды держащихся друг за друга женщин, детей и мужчин. В некотором смысле, эта скульптура подводит итог драматической теме, которая встречается повсеместно в парке: жизненный путь человека от колыбели до могилы, через счастье и печали, через фантазию, надежды и мечты о вечности.
Несмотря на то, что подавляющее количество объектов парка размещено Вигеландом на одной оси, некоторые скульптуры всё же находятся на некотором от нее отдалении.
ожалуй, самой известной из таких отдаленных скульптурных групп, является монументальная бронзовая группа Клан (1934-36) в северной части парка. По величине эту скульптуру превосходит только Монолит, а сама она состоит из 21 фигуры. Первоначальная модель, сделанная из гипса, до 1985 года хранилась в Музее Вигеланда, и лишь в 1988 году на денежные субсидии от IBM скульптура не была отлита в бронзе и установлена в парке.
Ну, и конечно, какой же скульптурный парк без автопортрета его создателя? Незадолго до своей смерти Густав Вигеланд установил у входа в парк свою скульптуру из бронзы. Он одет в простую, рабочую одежду, а в руках художник держит молоток и долото. Парк открыт для посещения круглосуточно, вход свободный.

Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна