Весёлые путешествия





Мюнхен, Германия


Одним из самых привлекательных городов в Германии считается неповторимый Мюнхен. Его изумительная красота, богатая история, интереснейшие культурные традиции дарят городу все черты, присущие столицам мира. И действительно, местные жители называют свой город второй столицей Германии.
Мюнхен — административный центр федеральной земли Бавария, расположенный на юге страны. Датой основания города считается 1158 год, когда было закончено строительство поселения Villa Munichen. Уже через двадцать лет Мюнхен получает статус города. Название его происходит от слова «Monche», что в переводе со старонемецкого означает «монахи». В свое время в Мюнхене находилась резиденция баварских королей.
Мюнхен отличается от остальных городов Германии по национальному составу. Более четверти всего населения города составляют граждане соседних государств.
Сегодня Мюнхен является крупным промышленным, финансовым и культурным центром Германии. Кроме того, в городе находятся крупнейшие учебные заведения Европы, такие как Институт Макса Планка, Университет Людвига-Максимилиана, а также крупнейшая в Старом Свете библиотека.
Культурный отдых в баварской столице обещает массу незабываемых впечатлений. В городе сосредоточено более пятидесяти музеев, выставок, галерей и театров. Во всем мире Мюнхен славится необыкновенным гостеприимством и широтой размаха различных баварских праздников. Именно в Мюнхене, на знаменитом Терезином лугу, с сентября по октябрь проводится всемирно известный фестиваль Октоберфест. Во время этого фестиваля город превращается в мировую столицу хмельного напитка.
Мюнхен прекрасно подходит для отдыха всех категорий туристов. Каждый найдет здесь развлечения на свой вкус.

Климат и погода

Погодные условия Мюнхена соответствуют умеренно-континентальному климату. Зимний период в городе мягкий, длится он с декабря по март. В это время отмечаются обильные осадки. Правда, снег на городских улицах держится всего пару недель. Лето в Мюнхене умеренно теплое, иногда отмечаются сильные дожди. Среднесуточная температура в этот период составляет около +18 °C. Зимой столбик термометра опускается до +2 °C.
Погода в Мюнхене определяется дующими со стороны Альп непостоянными, но теплыми ветрами, которые за пару часов могут резко изменить температуру воздуха. Даже летом на улицах города встречаются горожане, одетые в теплые свитера.

История

Первое известное поселение на месте Мюнхена существовало еще в XII в. В XIII в. появилась епархия во Фрайзинге. Монастыри богатели за счет сбора налога на соль у моста через реку Изар. Герцог Саксонский и Баварский Генрих Лев из династии Вельфов в 1157 г. уничтожил его, а неподалеку от Мюнхена построил новый. В результате таможенные сборы на соляном пути Бад-Райхенхалль — Аугсбург стали стекаться к герцогу. В городе устраивались рыночные торги и чеканили собственную монету. В 1180 г. Фридрих I Барбаросса передал герцогство Бавария династии Виттельсбахов. При Людвиге IV Баварском город был окружен крепостной стеной.
В конце XV в. был построен собор Богоматери — Фрауэнкирхе (Frauenkirche). Максимилиан I основал Католическую лигу, которая участвовала в Тридцатилетней войне. Протестантские шведские войска оккупировали город (1632—1634), и он сильно пострадал. В 1806 г. Бавария стала королевством. При короле Максимилиане-Иосифе IV территория Баварии разрослась, и влияние Франции проникло во все области жизни. Баварские курфюрсты традиционно поддерживали искусство, науку, торговлю, промышленность.
Во времена правления Людвига I (1825—1848) и его сына Максимилиана II (1848—1864) в городе появились такие монументальные архитектурные сооружения в классическом стиле, как Национальный оперный театр и дворец принца Карла. В 1835 г. заработала железная дорога между Нюрнбергом и близлежащим Фюртом.
Людвиг I завершил строительство резиденции, Пропилеев, основал художественные музеи: две Пинакотеки и Глиптотеку. Максимилиан II продолжил дело отца-мецената, создав впечатляющее здание Максимилеаниума, в котором сейчас заседает Баварский ландтаг.
В 1918 г. династия Виттельсбахов была свергнута. С 13 апреля по 1 мая 1919 г. существовала Баварская Советская республика.
8—9 ноября 1923 г. в Мюнхене произошел нацистский «пивной» путч, во главе которого стояли Гитлер и генерал Людендорф. Путч был подавлен, Гитлер приговорен к пяти годам тюрьмы.
В городе существовала Национал-социалистская рабочая партия Германии. Мюнхен стал столицей «коричневых рубашек». Во время Второй мировой войны в городе было разрушено около 80 % зданий. Восстановление из руин — это одно из ярких проявлений «немецкого чуда».
В 1972 г. в Мюнхене состоялись XX летние Олимпийские игры. Был построен новый крытый Олимпийский стадион и другие спортивные сооружения. Интересный факт: Олимпийская гора (Olympiaberg) высотой 52 м создана из обломков разрушенных во время войны зданий.

Достопримечательности

Столица Баварии город Мюнхен не уступает по популярности у туристов Берлину и Кельну. Здесь не только сосредоточено огромное количество архитектурных памятников, но также происходят самые интересные события, среди которых центральное место принадлежит бессмертному празднику пива Октоберфесту. Кроме того, с 1875 года здесь проводится крупный европейский оперный фестиваль.
Прогуляться по нарядно украшенным городским площадям и вдохнуть атмосферу Рождества, посетить грандиозные баварские замки и с головой окунуться в рейд по старым немецким ресторанам – все это сможет сделать путешественник, который отправится в Мюнхен. Кроме того, столица Баварии является очень благополучным и процветающим городом. Это идеальное место для качественных покупок.

Новая ратуша

Миллионы туристов ежедневно отправляются в увлекательные и захватывающие, завораживающие и удивительные путешествия, знакомятся с достопримечательностями, памятниками архитектуры и связанными с ними загадочными легендами, мифами и научно доказанными фактами.
Безусловно, среди всего разнообразия памятников архитектуры, которые есть практически в любом немецком городе, особого внимания заслуживает Новая Ратуша, расположенная в самом центре города Мюнхена на площади под названием Мариенплац. Величественное здание необычайной красоты, выполненное в неоготическом стиле, захватывает дух у каждого, кто едва окажется на знаменитой мюнхенской площади. Действительно, это здание завораживает путешественников, причем, стоит добавить, что Новая Ратуша в Мюнхене прекрасна как в свете солнечных лучей, так и необычайно красива в темное время суток, когда включаются сотни специальных прожекторов, освещающих ее даже самые мелкие архитектурные элементы.
История
Несмотря на кажущуюся «старину», Новая Ратуша в Мюнхене довольно «молодое» архитектурное сооружение, что, в принципе, и становится понятно из ее названия. Возведение Ратуши началось в середине 19-го века, а именно, в 1867-м году по инициативе городского совета Мюнхена. И, надо сказать, что еще задолго до окончания строительства в 1874-м году, городской мюнхенский совет принимает решение в кратчайшие сроки переехать из Старой Ратуши в Новую, расположенную на близлежащей улице. В целом же, строительство нового здания в самом центре Мюнхена в стиле неоготики длилось до 1908-го года, а еще год (до конца 1909-го года), достраивались и расширялись отдельные его части. Всего же это уникальное архитектурное сооружение имеет 400 разных по площади и предназначению помещений, в которых в настоящее время работают более 600 человек.
Для всех туристов, попавших на площадь Мариенплац, интересно будет узнать, что для строительства Новой Ратуши на площади было снесено практически тридцать жилых домов, что, естественно, было встречено коренным населением, мягко сказать, недоброжелательно. Впрочем, опасение у баварцев вызывала и высота башни Ратуши: по их мнению, 85-ти метровая башня со шпилем, украшенным фигурой младенца, ни в коем случае не должна была «затмить» собой главный городской собор – Кафедральный собор Фрауэнкирхе (его высота 99 метров).
Однако когда страсти немного улеглись, а Ратуша была отстроена, горожане привыкли к новому строению, и сегодня Новая Ратуша в Мюнхене – это не что иное, как одна из главных достопримечательностей столицы Баварии. Возвращаясь немного во времени, необходимо добавить, что разработка проекта Новой Ратуши и воплощение его в жизнь, были доверены известному в те годы архитектору Георгу Хаубериссеру, который впервые в градостроении Мюнхена использовал элементы неоготики.
Архитектура
Фасад Ратуши, представляющий собой объединенный комплекс зданий, постоянно привлекает внимание туристов, и это вовсе не случайно. Дело все в том, что фасад монументального сооружения, достигающий в высоту почти 90 метров, украшают скульптуры исторических личностей и персонажей из многочисленных немецких легенд. Здесь можно увидеть графов и католических святых, герцогов и королей из древнейшей династии Виттельсбахов, химер и других мифических персонажей. Невероятно, но все детали здания продуманы до мелочей: даже, казалось бы, простые водосточные трубы, предназначение которых - «собирать» дождевую воду, имеют фантастическую форму. Внимательный гость города сможет угадать в желобе очертания каких-то таинственных и сказочных существ.
В отличие от Старой Ратуши, в которой переход с этажа на этаж осуществлялся по лестнице, в Новой Ратуше предусмотрен лифт. При помощи технологического прогресса сегодня можно без труда взобраться на самую высокую точку башни и с высоты «птичьего полета» наблюдать за всем великолепием, которое открывается каждому гостю баварской столицы.
В начале 20-го столетия, когда строительство Новой Ратуши практически было закончено, в самой башне был установлен уникальный часовой механизм, карильон. Он и сегодня вызывает восхищение у всех без исключения туристов. Раз в сутки в зимнее время и три раза в остальные времена года вместе со звонким боем курантов на специальном двухэтажном балконе «оживают» 32 кукольные фигурки, которые в течение 15 минут развлекают собравшуюся толпу маленькими спектаклями из истории города Мюнхена. Среди «актеров» - герцог Вильгельм V со своей супругой Ренатой Лотаргинской; баварские рыцари и их противники; местные жители, исполняющие свои танцы под звон 43-х колоколов. К слову, мюнхенские фигурки, двигающие под бой курантов, занимают почетное пятое место среди «себе подобных» в Европе.
Что же может увидеть путешественник, оказавшись внутри Новой Ратуши в Мюнхене? Конечно же, это игра света на полированном граните и мраморе, которые широко применялись в качестве отделочных материалов при строительстве здания. Посетителям Ратуши предлагается осмотреть Большой зал заседаний, на одной из стен которого размещена картина, впечатляющая своими размерами и принадлежащая кисти художника Карла Пилотиса «Монахия», что в переводе с «мертвого» латинского языка и означает название города - «Мюнхен». Напротив самого большого помещения располагается галерея, знакомящая гостей с особенностями публичных заседаний, которые запечатлены на многочисленных картинах. Кроме этого, каждый турист может посетить Малый зал заседаний и воочию увидеть всю ту роскошь и великолепие, которыми славится это помещение со своим дубовым потолком и люстрой с 24 рожками, отлитыми из бронзы. Также можно увидеть и уникальную библиотеку, занимающую 2 этажа. Ее площадь составляет чуть более 120 кв. метров. Там и сегодня большая часть экспонатов, входящих в бесценную коллекцию книг, располагается на старинных массивных стеллажах, выполненных из высокопрочной и долговечной древесины.
Невозможно не сказать о внутреннем дворике Новой Ратуши. Его пол украшает удивительная мозаика, выполненная в виде запутанного лабиринта. Интересно и то, что для входа в Новую Ратушу приобретать билет нет необходимости, посетить ее может каждый желающий абсолютно бесплатно.

Дворец Нимфенбург

Дворец Нимфенбург – настоящая туристическая мекка Мюнхена. Пять поколений баварской династии Виттельсбахов в разные годы своего правления достраивали и расширяли замок с тех пор, как курфюрст Фердинанд заложил в 1664 году первый камень в фундаменте дворца.
История
Замок Нимфенбург в Мюнхене неслучайно является главным символом города. С конца 17 века дворец являлся зеркальным отражением всех изменений, происходящих на южной территории Германии. По мере усиления влияния баварских королей происходило расширение дворцового комплекса. Когда архитектор Агностино Барелли закончил строительство главного здания в стиле барокко, баварский король распорядился разбить вокруг дворца парк и построить два новых здания, по обе стороны центрального сооружения. История Нимфенбурга в Мюнхене продолжилась с приходом к власти Людвига I, который полностью изменил фасад дворца, переделав его под вошедший в моду стиль рококо. Впрочем, модные архитектурные веяния нисколько не испортили первоначального замысла архитектора, а лишь облагородили его. Можно с уверенностью сказать, что все баварские короли считали Нимфенбург лучшим местом во всей Германии и с удовольствием принимали его в качестве своей летней резиденции.
Людвиг II Баварский, известный многим как «сказочный король» (а многим — как «безумный король») родился в Нимфенбургском дворце 25 августа 1845 года. Личность таинственная и противоречивая, он был одержим своей тайной любовью к австрийской императрице Елизавете. К сожалению, жениться на ней король не мог. Не найдя утешения в любви, будущий король Баварии Людвиг Второй пытался отыскать вдохновение в искусстве, музыке и архитектуре. В этом он был похож на своего деда, короля Людвига I, по приказу которого была создана галерея красавиц в Нимфенбурге. На протяжении 23 лет художник Йозеф Штилер воплощал в жизнь эту задумку Людвига I, рисуя портреты самых красивых женщин Баварии. Сегодня каждый турист может приобрести в замке открытку с изображением любой из 36 великолепных особ, навеки запечатленных в одном из роскошных залов дворца.
Возвращаясь же к личности Людвига II нужно сказать, что, к сожалению, самый оригинальный и творческий король Баварии не любил политику и не хотел выполнять свои прямые обязанности. В истории Германии его жизнь оставила отпечаток в виде дворцов — Линдерхоф (Schlo Linderhof) и Херренкимзее (Schlo Herrenchiemsee), а также фантастического лебединого замка Нойшванштайн, на строительство которого его вдохновил своей музыкой немецкий композитор Рихард Вагнер.
Сегодня Нимфенбург интересен туристам и горожанам не только как дворец, но и как большая парковая зона. Парк Нимфенбург представляет собой 200 гектаров идеального газона, с разбитыми на нем цветниками и прудами, искусственными озерами и гротами. Это место является излюбленным зеленым островом всех жителей Мюнхена. Гуляя по парку можно встретить великолепные архитектурные сооружения, строительство которых велось по мере расширения дворца и, как правило, было приурочено к какому-то знаменательному событию. Самым красивым из таких маленьких дворцов считается Амалиенбург – охотничий домик, построенный курфюстом Карлом в конце 18 века для своей жены Марии Амалии. Глубокие каналы Нимфенбурга – это лебединые тропы, в которых плавают несколько десятков белоснежных птиц. Лебеди являются родовым знаком династии Виттельсбахов, поэтому им на территории дворцового комплекса оказываются особый почет и уважение.
Архитектура
Внутреннее убранство роскошной летней резиденции эпохи абсолютизма поражает великолепием и блеском. Комнаты и залы, полностью соответствующие королевскому статусу, превосходят всяческое представление о роскоши. Однако, на сегодняшний день не все из них доступны посетителям. Некоторые помещения по-прежнему остаются во владении нынешнего главы династии Виттельсбахов — Франца Бонавентуры Адальберта Марии Баварского, родившегося в 1933. Другие же закрыты из-за реставрационных работ, которые до сих пор продолжаются после разрушений Второй мировой войны.
Торжественный зал (Festsaal) — главный зал центрального павильона, который использовался для проведения официальных приёмов и балов. Его ещё называют Каменным залом. Масштабный интерьер Торжественного зала, выдержанный в стиле баварского рококо и богато украшенный лепниной и фресками, сохранился неизменным с 1758 года. С одной стороны от Торжественного зала находились покои короля (курфюрста), а с другой — королевы.
Галерея красавиц (Schoеnheitengalerie) — уникальное собрание портретов самых привлекательных женщин Баварии. Идейным вдохновителем коллекции выступил король Людвиг I, а исполнителем выступил придворный художник и знаменитый живописец своего времени — Карл Йозеф Штилер. Любвеобильный король лично утверждал претенденток не взирая на социальный статус последних. Например, в одном ряду с Людвиг Iкоролевой Баварии можно увидеть дочь сапожника Хелену Зедльмайер. Между тем, одна из изображённых красавиц, стала для Людвига I по-настоящему роковой женщиной и причиной его отречения от престола. Это Лола Монтес — танцовщица, любовница короля и авантюристка европейского масштаба. Именно её попытка шантажировать несчастного монарха любовными письмами легла в основу знаменитого рассказа Артура Конан Дойля «Скандал в Богемии».
Все 36 портретов, представленные в Галерее, были написаны в период с 1827 по 1850 и дают представление о предпочтениях Людвига I. Даже в наше время картины остаются не подписанными. Король любил повторять, что красавицы не нуждаются в представлении.
Музей экипажей (Marstallmuseum) — редчайшая коллекция парадных карет, саней, фаэтонов и упряжи династии Виттельсбахов. Музей занимает помещения бывших Королевских конюшен. Особенно великолепны и прекрасны экспонаты, принадлежащие «сказочному королю» Людвигу II. Отдельного внимания заслуживает карета, изготовленная к его свадьбе с Софией Шарлотте Августой. Однако возглавить свадебный кортеж шикарному произведению баварских мастеров было не суждено — король расторг помолвку.
Музей фарфора (Porzellanmuseum) представляет собрание лучших произведений собственной мануфактуры, которая находилась при дворцовом комплексе Нимфенбург (Мюнхен) с 1761 года. Музейная коллекция включает знаменитые статуэтки ручной работы, признанные настоящими шедеврами благодаря своему качеству и оригинальности. Изделия не только выставлены для всеобщего обозрения, но и продаются в здании Фарфоровой мануфактуры).
Музей «Человек и природа» (Museum Mensch und Natur) — интерактивный музей естествознания, который нравится не только взрослым, но и детям. Музейные экспозиции представлены в виде игровых, интерактивных и мультимедийных экспонатов. Так, к примеру, на специальном макете можно увидеть движение крови по человеческому организму. Знакомство с природой можно продолжить при помощи викторин. Например, на экране появляются листья различных деревьев, а из предложенных ответов нужно выбрать правильный вариант, соответствующий каждому виду дерева.
Особой гордостью музея является чучело медведя по кличке Бруно, который изображён в момент открытия пчелиного улья. Авторы экспозиции хотели подчеркнуть, что он не опасный зверь, но и не плюшевый медвежонок. Бруно был убит в 2006. Исследователи полагают, что именно он является последним медведем, обитавшим на территории Германии в естественной среде за последние 170 лет.
Амалиенбург (Amalienburg) — Амалиенбургохотничий домик. Внешне простая, но достаточно изящная постройка в стиле европейского рококо была завершена в 1739. Особое восхищение вызывает центральный Зеркальный зал. Интерьер выполнен с большой изысканностью: на голубом и белом фоне искусно наложена лепнина, а стены украшены огромными зеркалами в серебряном обрамлении. Другими интересными помещениями Амалиенбурга являются:
Комната отдыха — жёлтые стены украшены посеребрённой резной облицовкой, которая относится к вершинам придворного резного искусства того времени. Комната украшена портретами заказчиков в охотничьих костюмах (курфюрст Карл Альбрехт и его супруга Мария Амалия);
Охотничья комната — небольшая картинная галерея, изображающая сцены королевской охоты и дворцовых праздников. На многих картинах запечатлены курфюрст с супругой, а также придворная свита;
Кухня — стены облицованы голландской кафельной плиткой с цветочными вазами и китайскими сценами.
Баденбург (Badenburg) — Баденбургпарковый павильон, служивший закрытым отапливаемым бассейном (первым в Европе со времён падения Рима). Здание построено в 1722. Особенного внимания посетителей заслуживает Парадный зал с панорамной фреской «Аполлон в солнечном экипаже» на тему древнегреческих мифов. Другие помещения Баденбурга интересны восточно-азитскими мотивами, которые гармонично сочетаются с европейским барочным стилем.
Пагоденбург (Pagodenburg) — миниатюрный павильон с крестообразным основанием, построенный в 1719. Пагоденбург использовался в качестве чайного домика, а также для отдыха после игры в шары (развлечение на подобии современного гольфа). Интерьер Малого зала (занимает весь первый этаж) выполнен с использованием голландской кафельной плитки в достаточно популярном для той эпохи китайском стиле «шинуазри». Бело-голубые тона зала указывают на Поднебесную и её фарфоровую продукцию. На втором этаже находятся изысканно отделанные Китайский кабинет и Будуар. Внешняя часть Пагоденбурга украшена масками Цереры, Нептуна, Бахуса и Флоры.
Магдаленклаузе (Magdalenenklause) — павильон, имитирующий разрушающееся здание. Трещины в кладке и осыпающаяся штукатурка напоминают про отсутствие вечного. Павильон, построенный в 1728, был задуман как приют отшельника и предназначался для уединённого размышления о бренности бытия.
Грот Магдалины (Магдаленклаузе)В южной части Магдаленклаузе есть вестибюль в виде грота и Капелла св. Марии Магдалины, украшенная романскими и мавританскими элементами декора, а свод — фресками с изображением кающейся Марии. На северной стороне находятся апартаменты курфюрста, которые состоят из аскетических помещений. Внутренний интерьер по традиции Ордена капуцинов облицованы дубом и гравюрами. В целом, павильон создаёт вневременной образ, который можно интерпретировать и как философскую постройку, и как собирательный образ дворцового искусства перевоплощений.
Большой каскад — водопад в стиле барокко с роскошной мраморной отделкой французских мастеров. Находится у западного (самого дальнего от центра Мюнхена) входа в парк дворца Нимфенбург.
Дёрфхен — деревушка из нескольких домов, имитирующая крестьянскую усадьбу. Достопримечательность предназначалась для развлечений придворного общества. Закрыта для посещений.

Дворец Шлайсхайм

Дворцово-парковый комплекс Шлайсхайм расположен в коммуне Обершлайсхайм в окрестностях Мюнхена. Речь идет о комплексе трех отдельно стоящих дворцовых зданий 17-го и 18-го веков, соединенных между собой на одной оси просторным парком. Область охватывает расположенный на западе Старый Дворец Шлайсхайм, соседний Новый Дворец Шлайсхайм и находящийся в восточной части парка Дворец Люстхайм.
Шлайсхайм, наряду с Дворцом Нимфенбург, относится к крупнейшей резиденции в окрестности Мюнхена и считается одним из важнейших сооружений Германии в стиле барокко.
История
Расположенный в восточно-западном направлении дворцовый комплекс со своими тремя постройками и парком простирается более чем на километр. Своим происхождением Шлайсхаймские дворцы обязаны герцогу Вильгельму V Фрайзингскому, который в 1597 году заложил в этом месте усадьбу, приобретя хижину с небольшой часовней. По распоряжению герцога с 1598 по 1600 гг. здесь были построены различные хозяйственные здания, простая усадьба и несколько часовен в окрестных лесах. В 1616 году Шлайсхаймское имущество перешло во владение его сына, курфюрста Максимилиана I, который с 1617 по 1623 гг. заменил усадьбу нынешним Старым Дворцом.
Внук герцога Максимилиана Макс Эмануэль распорядился с 1684 года по случаю своей свадьбы с дочерью австрийского кайзера Марией Антонией в 1685 году возвести в отдалении от старой дворцовой постройки летний Дворец Люстхайм. Кроме того, в ожидании императорской короны, он распорядился спроектировать с 1701 года Новый Дворец, который должен был служить в качестве резиденции по образцу Версаля. Планы подразумевали интеграцию Старого Дворца в новую масштабную четырех-крыльную постройку. Однако сокращенные эскизные проекты по экономическим причинам не могли быть реализованы, и поэтому в конце концов было создано лишь восточное крыло запланированного здания. Гигантский торс нового дворца редко использовался Виттельсбахами и в 19-м веке он стал доступен для общественности в качестве музейного дворца.
Старый Дворец Шлайсхайм
История Старого Дворца Шлайсхайм восходит к скромной усадьбе, построенной около 1598 года герцогом Вильгельмом V. Простой комплекс зданий, расположенный недалеко от замка Дахау (нем. Schloss Dachau), летней резиденции Виттельсбахов, должен был служить герцогу в его последние годы жизни местом размышлений и молитв. Максимилиан I, сын герцога Вильгельма, распорядился уже в 1617 году разрушить постройку вплоть до стен подвала и создать на этом месте сегодняшний Старый Дворец.
Это сооружение типологически напоминает дворец в Лауфцорне, находящийся недалеко от Мюнхена, строительство которого было начато братом Максимилиана Альбрехтом VI годом ранее. Здание Старого Дворца, ориентированное на виллы итальянского архитектора Андреа Палладио в стиле позднего ренессанса, могло быть полностью завершено в 1623 году. Исполнительным архитектором являлся, вероятно, Генрих Шён (нем. Heinrich Schon), художник Питер Кандид (нем. Peter Candid) выполнил многочисленные настенные и потолочные фрески.
В 1679 году в Старом Дворце умер курфюрст Фердинанд Мария. Его сын Макс Эмануэль унаследовал поместье и намеревался включить Старый Дворец в многочисленные новые постройки Шлайсхаймской резиденции, но эти планы не были осуществлены в полном объеме. После строительства Нового Дворца старая постройка использовалась редко. Большой центральный зал служил с 19-го века в качестве Шлайсхаймской приходской церкви. В годы Второй мировой войны Старому Дворцу был нанесен серьезный ущерб. Долгие десятилетия после окончания войны он находился в состоянии руин. Его реставрация состоялась лишь с 1970 года, при этом были восстановлены не все исторические интерьеры.
В настоящее время в Старом Дворце представлены две выставки, мировая религиозная коллекция Гертруды Вайнхольд (нем. Gertrud Weinhold) и собрание страноведения Восточной и Западной Пруссии, выполняющие роль двух филиалов Баварского Национального музея.
Дворец Люстхайм
Дворец Люстхайм расположен на восточном краю Шлайсхаймского парка, на расстоянии чуть более одного километра от комплекса Старого и Нового Дворцов. Здание возникло с 1684 года по случаю бракосочетания курфюрста Макса Эмануэля с дочерью австрийского кайзера Марией Антонией в 1685 году. Люстхайм служил, как подсказывает его название, загородным и охотничьим дворцом и не был постоянно обитаем. Исполнительным архитектором здания, построенного по образцу итальянской загородной виллы (villa suburbana), был архитектор Энрико Цуккалли.
После большой реставрации Дворец Люстхайм стал в 1971 году первым филиалом Баварского Национального музея. С тех пор в нем размещена Мейсенская коллекция фарфора фонда Эрнста Шнайдера (нем. Ernst Schneider), масштабы и значимость которой сравнимы только с фарфоровой коллекцией в дрезденском Цвингере (нем. Zwinger). Презентация более 2000 изысканных фарфоровых изделий дает представление о впечатляющем разнообразии продукции Мейсенской мануфактуры и ее почти неисчерпаемой изобретательности в первые десятилетия с момента своего создания в 1710 году и до периода Семилетней войны.
Новый Дворец Шлайсхайм
Новый Дворец Шлайсхайм был построен по заказу курфюрста Макса Эмануэля. Баварский герцог на рубеже 18-го века внушил себе надежду на титул императора и попытался подчеркнуть свой статус постройкой резиденции согласно французской модели. Монументальный Новый Дворец был создан с 1701 года по проектам Энрико Цуккалли, однако в результате войны за испанское наследство строительные работы в 1704 году зашли в тупик, политические цели курфюрста потерпели неудачу, и он отправился в изгнание. Возобновление строительства последовало после возвращения Макса Эмануэля в 1715 году. Лишь с 1719 года были выполнены фасады и украшения внутренних помещений согласно проектам архитектора Йозефа Эффнера (нем. Joseph Effner). От первоначального замысла, создать четырех-крыльную резиденцию в стиле барокко с присоединением Старого Дворца, необходимо было отказаться из-за неустойчивого финансового положения заказчика. Таким положение дел и осталось до смерти курфюрста в 1726 году. После неоднократных сокращений эскизов было завершено только основное здание.
Первоначально запланированный в качестве летнего дворца и новой резиденции, Новый Дворец был редко обитаем в связи с изменчивой судьбой Макса Эмануэля. Его преемники предпочитали находящийся ближе к Мюнхену Нимфенбург. Новый Дворец Шлайсхайм со своей коллекцией живописи, основанной Максом Эмануэлем, был открыт общественности уже в начале 19-го века в качестве Галерейного дворца. В 1819 году Лео фон Кленце были выполнены несколько изменений фасада, которые должны были придать барочному зданию классический внешний вид. Его классические преобразования на фасаде не приняли во внимание при реконструкции постройки после Второй мировой войны. Восстановление дворца было основано на первоначальных планах Эффнера.
Новый Дворец Шлайсхайм открыт для посетителей. Некоторые его помещения содержат сегодня галерею барокко Баварских государственных собраний картин. Здесь можно увидеть работы известных фламандских живописцев Питера Пауля Рубенса и Антониса Ван Дейка, итальянских художников Гвидо Рени, Луки Джордано, Карло Сарачени, Маркантонио Бассетти, Алессандро Турки, Карло Дольчи, Пьетро да Кортона, немецких художников Иоахима фон Зандрарта, Иоганна Генриха Шёнфельда, Иоганна Карла Лота, а также кабинет с примерами испанской живописи Алонсо Кано, Хосе Антолинеса и Хосе де Риберы.
Шлайсхаймский парк
Большой сад был разработан Домиником Жираром, учеником французского дизайнера Андре Ленотра (фр. Andre Le Notres). Основная структура участка восходит к Энрико Цуккалли. Сад состоит из нескольких отдельных секций: цветочных клумб перед и за дворцом, центральной оси в качестве абсолютного принципа классификации сада с расположенными по бокам декоративными кустарниками, а также Люстхаймского острова и расположенной южнее ландшафтной областью. Центральная ось изначально служила в качестве трассы для излюбленной при дворе игры в шары под названием «пэл-мэл», а до конца 18-го века здесь был проложен Большой канал. С тех пор вода формирует центральный элемент паркового комплекса. Большой канал в центре сада и круговой канал Люстхаймерского острова связаны через систему каналов северной части Мюнхена, системой водных путей, с дворцовым комплексом Нимфенбург.
Наряду с королевскими садами Херренхаузен в Ганновере, Шлайсхаймский парк относится к единственному сохранившемуся в своей первоначальной базовой структуре саду в стиле барокко в Германии, хотя его архитектурное оформление сегодня частично потеряно.

Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) — крупнейший кафедральный собор Мюнхена, усыпальница династии Виттельсбахов и современный туристический символ баварской столицы. Необходимо уточнить, что название «Фрауэнкирхе» является простонародным, тогда как официально именуется Собор Пресвятой Девы Марии (Dom zu Unserer Lieben Frau).
Фрауэнкирхе представляет собой классический образец бескомпромиссной и холодной готики. Фрауэнкирхе — величие пространства, строгость линий и суровый аскетизм. Удивительным является тот факт, что изначально собор был рассчитан на 20 000 прихожан, хотя в период постройки население города составляло всего лишь 10-15 тысяч человек. В наше время внутри установлены сидячие места для 4 000 верующих, хотя на воскресные службы собирается не более 200-300 посетителей.
Началом строительства Фрауэнкирхе является 1468 год. Основная часть сооружения была готова уже через 20 лет, что для того времени являлось рекордно быстрым сроком. Однако затем работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. Недостроенными оставались две башни-колокольни. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы собрать необходимые денежные средства. Окончательное строительство Фрауэнкирхе завершили в 1525 году.
Длительное время столб северной башни Фрауэнкирхе являлся ориентиром и точкой отсчёта для всех территориальных замеров Баварии (например, при определении земельных участков).
Несмотря на внушительные размеры собора, которые составляют 109 на 40 метров, внутреннее пространство достопримечательности не производит ошеломляющего впечатления. Визуально помещение уменьшается за счёт двух рядов восьмиугольных колонн, удерживающих свод. Для готических сооружений подобных размеров такое архитектурное решение абсолютно не свойственно, ведь опорные колонны всегда находились снаружи. Также несвойственным является и строительный материал — кирпич, а не камень. Последний факт объясняется отсутствием поблизости Мюнхена каменоломни, способной удовлетворить столь масштабное строительство.
От других готических построек Фрауэнкирхе отличают и купола. Согласно первоначальному проекту, венчать две 99-метровые башни-колокольни должны были заостренные шпили, схожие с теми, что украшают Кёльнский собор, однако под влиянием зарождающегося стиля Возрождения от готических архитектурных идей отказались. За основу взяли купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме, которые, в свою очередь, были скопированы с византийских храмов. Купола Фрауэнкирхе стали ярким контрастом общей архитектурной стилистики, и до сих пор неоднозначно воспринимаются жителями Мюнхена. В наше время в городе запрещено строить здания и сооружения превышающие по высоте башни Фрауэнкирхе.
Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов
Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая их только из дворянских семей.
Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви святого Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.
Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.
Кенотаф Людвига IV
Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV, самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (они находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 году для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. Впоследствии большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».
След дьявола
Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, ?который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.
Механические часы
Появились в конце XVI века, ?так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что они всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени, часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 году в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.
Крипта
Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованы в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.
Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви святого Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.
Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Церковь Азамкирхе

Мюнхен издавна славится среди туристов своим огромным количеством роскошных соборов, храмов и небольших церквушек. Пожалуй, ни в одном немецком городе не найти столько мест, где праведные католики и протестанты смогли бы вознести свои молитвы к Богу.
Стоит отметить, что подавляющее большинство величественных храмов были возведены по приказу и на средства некогда правящей в Баварии легендарной династии Виттельсбахов. Однако не все соборы имели связь с сильными мира сего, некоторые были возведены выходцами из народа, у которых, конечно же, имелись определенные средства на строительство. Ярким примером такого архитектурного сооружения в Мюнхене, которое не имеет отношения к роду Виттельсбахов, является церковь под названием Азамкирхе. Чтобы быть предельно точным, следует уточнить, что ее официальное название – церковь Святого Иоанна Непомука. Этот храм, который просто-таки вводит в состояние ступора своим роскошным фасадом и богатым внутренним убранством, по праву входит в число самых посещаемых туристами достопримечательностей Мюнхена.
«Почему же церковь носит название Азамкирхе? Почему даже гиды, проводящие экскурсии по Мюнхену, лишь во вторую очередь говорят о ее официальном названии?», - такие вопросы можно часто услышать среди русскоязычных туристов, прогуливающихся у прекрасного фасада храма, посвященного Иоанну Непомуку. Оказывается, свое неофициальное, но наиболее часто встречаемое в путеводителях название, церковь получила в честь двух гениальных братьев архитекторов, носящих фамилию Азам.
Именно эти два талантливых и расчетливых специалиста смогли возвести на небольшом участке (22х8 метров) потрясающую церковь, зайдя в которую вмиг забываешь о ее истинных размерах. Всем без исключения гостям города внутри храма кажется, что они попали в один из самых больших и самых богатых соборов в мире. Дело все в том, что Азамы, были не только великими архитекторами и дизайнерами, но и практиками, умевшими использовать каждый сантиметр свободного пространства. Рационализм и гениальность братьев, получивших образование у своего отца и в Римской Академии, можно смело сравнить с качествами великого Антонио Гауди, который гораздо позже Космаса Дамиана и Эгида Квирина Азамов, явил миру свои бесценные творения. И, все же, рассказывая о церкви Азамкирхе в Мюнхене, следует более детально остановиться не только на истории ее строительства, роскошном фасаде и богатом интерьере, но и о святом, с которым связана интереснейшая легенда.
Легенда о святом Иоанне Непомуке
Все без исключения гиды, рассказывая об Азамкирхе, всегда упоминают историю, связанную со святым, в честь которого братья Азам и возвели прекрасный храм. Стоит отметить, что после своего рождения в одном из чешских городков, будущий святой получил от своего отца имя Ян. Лишь впоследствии, по канонам католической церкви, он принял имя Иоанн.
Непомук был праведным католиком, который всю свою жизнь посвятил служению Богу и принимал исповеди у своих прихожан. Так уж случилось, что на исповедь к священнику пришла супруга чешского короля Вацлава Четвертого. К слову, этот король вошел в историю, как тиран, желавший подчинить себе не только волю народа, но и церковь. Вацлав подозревал жену в измене и поэтому решил выяснить о ее любовной связи у Иоанна.
Как известно, тайна исповеди нерушима, независимо от того, к какому вероисповеданию принадлежит человек. Иоанн Непомук не поддался искушению Вацлава, и был за это брошен в тюрьму еще с двумя чешскими священниками. После долгих пыток, Иоанна решили казнить: король приказал сбросить священника в реку со знаменитого Пражского моста. Согласно легенде, как только священнослужитель утонул, на месте, где его тело накрыла вода, вспыхнули ярчайшие звезды. Пять звезд ярко горели в воде несколько минут и символизировали венец Иоанна Непомука. После этого чуда, священника в 1729-м году, почти 300 лет спустя после его гибели, причислили к святым: на многих иконах он изображен с венцом, состоящим из пяти ярких звезд. Кстати, на Пражском мосту и по сей день можно без особого труда найти место, где был лишен жизни святой Иоанн Непомук: там, где был сброшен в воду священник, сдержавший свою клятву Богу, находится крест и два гвоздя, отлитых из меди.
Впоследствии тело невинно убиенного священника извлеки из реки, и похоронили в одном из кафедральных соборов. Святого почитали везде, не исключением являлась и Бавария, где в честь него братья Азам возвели прекрасную церковь в стиле барокко - Азамкирхе или церковь Святого Иоанна Непомука.
История
В 1729-м году один из двух гениальных братьев архитекторов приобрел в Мюнхене дом. Ему повезло, и спустя непродолжительное время Азаму удалось купить еще три здания. На приобретенной территории, на улице Зендлингергассе братья решили возвести сразу три шедевра: первый из них – родовое поместье Азам, второй – дом священника и третий – церковь Святого Иоанна Непомука. Если внимательно посмотреть на изложенное чуть выше, станет понятно, что именно в этот год Иоанн Непомук был причислен к святым.
Проект был разработан в рекордно короткие сроки, а все работы были завершены уже к 1745 году. Братья были гениальны во всем: один из них был архитектором и художником, а второй художником и знаменитым во все Старом Свете скульптором.
Их работы высоко ценились, и встретить уникальные в своем роде произведения братьев Азам, можно было увидеть далеко за пределами Баварии: картины, скульптуры, лепнину ценили не только богатые люди Европы, но и монархи. Естественно, церковь Азамкирхе, которую братья решили сделать частной собственностью, произвела на жителей Мюнхена неизгладимое впечатление. Удивительно, но пораженные роскошью храма горожане, стали просто-таки требовать от братьев сделать церковь общественной. К слову, братья прислушались к мнению народа, и уже в 1746-м году церковь стала доступна для всех без исключения.
Архитектура
«Уже на подходе к самому зданию начинаешь понимать, что имеешь дело не с заурядной церквушкой, а с чем-то, что построено по благословению высших сил!», - как-то сказал в одном из интервью у церкви восторженный гость Мюнхена, который, к слову, оказался авторитетным архитектором из США. В нижней части входа можно увидеть необработанный камень, что создает впечатление, будто небольшая церковь Азамкирхе имеет естественное происхождение. Над входом высится прекрасно выполненная скульптура Святого Иоанна Непомука в окружении ангелов. Естественно, над его головой можно увидеть венец из тех самых пяти ярких звезд, что засияли в водах реки Влтавы.
Многие туристы, насладившись скульптурами и потрясающим входом, спешат как можно быстрее зайти в храм, внутреннее убранство которого во многих проспектах описывается лишь тремя словами: «богатейшее», «роскошное», «великолепное». Однако не стоит торопиться, как советуют гиды, следует внимательно осмотреть и огромное окно, которое расположено сразу за скульптурами святого Иоанна Непомука и ангелов. Именно по этому окну можно сделать вывод о том, что братья Азам отличались практичностью: при помощи него они решили проблему естественного освещения храма, который отличается небольшими размерами, да еще и находится между двумя зданиями. Одно из зданий, как известно, считается фамильным домом семьи Азам.
Благодаря тому, что братья строили церковь для своей семьи и могли позволить себе не придерживаться каких-либо требований со стороны заказчиков, они сделали внутреннее убранство Азамкирхе, похожим на дворцовый интерьер. Все переливается золотом: великолепная роспись, скульптуры, величественный алтарь напоминают, скорее, резиденцию монарха, нежели внутреннее помещение храма. Такое великолепие символизирует любовь двух гениев к Богу, к его небесному царству. Азамы никогда не скрывали, что решили возвести церковь Святого Иоанна Непомука, чтобы спасти свои души.
Небольшая двухэтажная церковь Азамкирхе в Мюнхене прекрасно освещена. Восхищение вызывает решение архитекторов, благодаря которому удалось добиться непрямого освещения хоров. Карниз, который венчает хоры, «зависает» прямо в воздухе! Естественно, это всего лишь иллюзия, но какая иллюзия! Фигура Троицы, подсвеченная сзади, вызывает чувство благоговения и, кажется, что свет имеет неестественное происхождение.
Как известно из сохранившихся документов, большую часть средств на строительство церкви Иоанна Непомука, выделил Эгид Азам, который и разработал ее проект. А вот роспись и большая часть полотен и скульптур были выполнены его братом Косма Азамом. В церкви Азамкирхе, несмотря на ее небольшую площадь, можно провести целый день, восхищаясь уникальной в своем роде лепниной, фресками, картинами и скульптурами. Но главное, что захватывает дух у любого гостя Мюнхена, впервые посетившего Азамкирхе – это величественный алтарь. Он выполнен в глубине нефа, и его можно назвать двухуровневым. Этот алтарь посвящен почитаемому в Европе святому Иоанну Непомуку.
На верхнем уровне расположено небольшое, окрашенное в золотистый цвет, окно. Оно, по задумке архитекторов, символизирует собой солнце, а свет, который льется через него, придает всему помещению атмосферу мистицизма. Главный элемент в алтаре церкви Азамкирхе – это трон Милосердия. На этом троне можно увидеть творца, который на своих руках держит Спасителя всего человечества, распятого на кресте.
Этот алтарь вводит своим великолепием и внимательным отношением художников даже к самым мельчайшим деталям, в немой шок даже самого закоренелого скептика. В центральной части алтаря церкви Иоанна Непомука находится частичка мощей Святого.
Рассматривая величие внутреннего убранства можно просмотреть и символизм, свойственный братьям Азам. Помещение, высокий потолок которого, кажется, уходит в само небо, окрашено в различные цвета. В месте, где расположены лавки для прихожан, все выполнено в темных тонах, чуть выше цвет постепенно становится насыщенно голубым, что символизирует власть монархов, а вот потолок - самая светлая часть здания, что символизирует власть Бога. Для того чтобы создать такой эффект, архитекторы разработали в самой верхней части храма окна, из которых естественный свет заливает «царство господне». Кроме этого, на потолке церкви Азамкирхе можно увидеть сцены из жизни мученика, причисленного к лику святых, Иоанна Непомука.
Азамкирхе является католической церковью, но вот построена она не по ее канонам, что не раз вызывало недовольство священнослужителей. Но, стоит напомнить, что храм изначально строился, как частное владение, а значит, братья Азам имели право возводить и расписывать его по своему усмотрению. Например, Азамкирхе расположена фасадом на запад, а, как известно, все католические храмы принято ориентировать на восток. Во-вторых, крест, на котором распят Спаситель человечества, висит ниже, чем этого требуют правила для католических церквей.

Баварский национальный музей

Баварский национальный музей (нем. Bayerisches Nationalmuseum) посвящён культуре и народному творчеству Баварии от периода Средневековья до модерна. Основан в 1855 году Максимилианом II Виттельсбахом, подарившим для нужд новой достопримечательности семейную коллекцию, которая и стала основой будущих музейных экспозиций.
В ?Баварском национальном музее посетители могут открыть для себя уникальные собрания изделий из фарфора, слоновой кости, серебра, дерева, текстиля. Отдельного внимания заслуживают экспонаты художественного искусства, инкрустации по дереву, ювелирные изделия, часовые механизмы, итальянская майолика, мебель, оружие и доспехи. Гордостью музея является наиболее значительная коллекция рождественских яслей, известных как «рождественские вертепы». Также в Баварском музее представлено уникальное собрание геральдики, а также детализированные трёхмерные модели и двухмерные карты средневековых городов — Бамберга, Аугсбурга, Мюнхена и Пассау.
Не только музейные экспозиции, но и само здание заслуживает восхищения посетителей. Громоздкое и помпезное сооружение в стиле барокко было построено в период 1894–1900. Восточный флигель оформлен в романском и готическом стилях, а западное крыло являет собой переплетение романского стиля и неоготики. Практически все внутренние помещения (около сотни залов) оформлены в соответствии с той эпохой, которую они представляют.
Перед входом в музей находится конный памятник принцу Луитпольду (1821-1912), а на фасаде здания установлена статуя основателю — Максимилиану II. Справа и слева от него расположены два льва, символизирующие Мир и Войну.
Тематические залы музея: Романский зал, Готический зал, зал Возрождения, зал рококо, зал XIX века, зал модерна.
Тематические коллекции
Художественная галерея — предмет особой гордости Баварского национального музея. Собрание включает более 1000 произведений живописи XIII–XIX веков, а также несколько уникальных церковных алтарей.
Коллекция народного искусства — этнографическое собрание, включающее гончарные изделия, предметы мебели и национальные костюмы. Наиболее известными экспонатами являются около 60 вертепов, изображающие сцены Рождества Христова. Также в коллекции широко представлены посуда, домашняя утварь и предметы жилищного интерьера, характерные для Баварии и некоторых австрийских районов.
Коллекция изделий из стекла и хрусталя включает бокалы, фужеры, стаканы, графины, кувшины и вазы со времён Великого переселения народов вплоть до XX века. География экспонатов очень широка — в коллекции представлены произведения венецианских, германских, греческих и даже исламских стеклоделов. Особенно интересны высокохудожественные работы, выполненные в стилях бидермейер и модерн. Последний включает шедевры таких знаменитых мастеров как Эмиль Галле и Луис Тиффани.
Коллекция изделий из золота и серебра является одним из крупнейших ювелирных собраний в Германии. Коллекция включает золотые и серебряные экспонаты от поздней античности до наших времён, в том числе различные сосуды для питья, предметы придворного быта, ювелирные изделия, дворцовые и литургические принадлежности. Также представлен исторически ценный столовый сервиз XVIII века из 200 предметов, принадлежащий принцу Фридриху Вильгельму фон Вестфалену.
Коллекция изделий из слоновой кости. Слоновая кость испокон веков использовалась для создания художественно оформленных предметов небольших размеров. Возраст некоторых музейных экспонатов достигает 1600 лет. Среди них шкатулки, складни, шахматные доски и другие предметы светского и церковного обихода.
Коллекция керамики получила международную известность благодаря мейсенскому фарфору, южнонемецкому фаянсу и итальянской майолике. В основе данной коллекции — предметы, принадлежащие баварскому королевскому дому Виттельсбахов. Музейные экспонаты включают не только чайные сервизы и столовую посуду, но и статуэтки, а также юмористические композиции из керамики.
Коллекцию музыкальных инструментов составляют экспонаты XVI–XVIII веков. Здесь представлены старинные клавишные инструменты, в том числе редкий образец парижского клавесина, ранние фортепьяно, вдохновлявшие Моцарта, духовые инструменты придворного оркестра и многие другие.
Коллекция мебели — один из наиболее интересных разделов. Мебельное искусство представлено великолепными резными шкафами и сундуками поздней готики, изделиями из южной Германии и альпийского региона. Разнообразие коллекции уникально даже для германских музеев. Ядро собрания составляют экспонаты из замков династии Виттельсбахов. Столы, украшенные цветной мозаикой, мебель из экзотических материалов, включая чёрное дерево и черепаховую кость, произведения знаменитых мастеров–краснодеревщиков — всё это смогут увидеть посетители музея.
Коллекция гобеленов и одежды относится к величайшему собранию в своем роде. Важнейшими экспонатами являются гобелены брюссельских и мюнхенских мануфактур. Также представлены костюмы и ткани Средневековья и эпохи Возрождения, предметы придворной и буржуазной моды, аксессуары XVIII и начала XIX века. Кроме того, музей располагает выдающейся коллекцией материалов из шёлка и собранием редких восточных ковров.
Коллекция оружия и доспехов. Экспонаты подобраны таким образом, чтобы подчеркнуть, что исторически оружие представляло собой не только инструменты убийства и разрушения, но и являлось важным свидетельством социального статуса своего владельца. Благодаря развитию военной техники и веяниям моды оружие изменялось, и процесс этот хорошо отражён в представленных здесь мечах и доспехах, алебардах и копьях, арбалетах и огнестрельных ружьях. Также в коллекции нашла отражение и такая важная часть придворной культуры, как охота.
Коллекция скульптуры. Представлены практически все этапы развития германской скульптуры на протяжении XIII–XIX веков — от романских распятий и готических монументальных скульптур до шедевров лучших мастеров.
Коллекция часов и научных приборов включает солнечные часы и механические часовые механизмы, глобусы и астролябии, математические и физические инструменты. Многие из них украшены великолепными изображениями в стиле барокко и рококо.
Одним из интереснейших часовых экспонатов является «Смерть, оседлавшая льва». Циферблат находился в пасти льва. Рука Смерти, кость и хвост льва приводились в движение механизмом, расположенном внутри деревянных фигур. Часовой механизм со временем был утерян, а челюсть Смерти, рука и кость были заменены. Философское содержание композиции означает, что Смерть с каждой минутой становится всё ближе, и даже сильный и благородный лев, не в силах её остановить.
Коллекция яслей Krippen — знаменитое собрание композиций, изображающих сцены Рождества Христова и сюжеты из жизни обычных горожан. Нужно уточнить, что в данном случае под немецким определением «ясли» подразумеваются не младенческие колыбельки, а фигурные композиции, своего рода трёхмерные картины.
Все композиции-ясли тщательно детализированы и достоверно отображают средневековую реальность. Например, можно рассмотреть не только сами фигурки, но и одежду, траву, деревья, камни, животных и даже небо. Во всех этих произведениях искусства отражается гармоничное воплощение народных традиций, религиозности и празднеств.
Создание баварских рождественских вертепов являлось модным занятием богатой знати. Составление и коллекционирование фигурок для вертепов было достаточно трудоёмким занятием. Поэтому формирование композиций растягивалось на несколько поколений: одно поколение приобретает фигуры Иисуса, Иосифа и Марии, другое — волхвов, приносящих дары, третье — пастухов и овец, четвёртое — Вифлеемских жителей и так далее. Самое интересное, что эта традиция жива в Баварии до сих пор.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на этот сайт обязательна