Весёлые путешествия





Санкт-Петербург «Северная Венеция»


Санкт-Петербург стоит на более чем сорока островах«На Васильевский остров я приду умирать...», — писал Иосиф Бродский. В годы свободы поэт, тем не менее, не захотел возвращаться в родной город. Санкт-Петербург (Петроград), попросту Питер, стоит на более чем 40 островах в устье Невы при впадении ее в Финский залив. Город называют также «Северной Венецией». Это наиболее европейский город России и один из прекраснейших городов мира. Его классическая архитектура, музеи, включая Эрмитаж, сеть каналов и дворцы вызывают восторг. Ни в одном городе Северной Европы нет такого количества мостов. Близость Полярного круга сказывается на светлом времени суток, самый продолжительный день здесь длится 19 часов. В конце весны — начале лета приходит пора белых ночей — опускаются сумерки, но ночь не наступает.

Достопримечательности

Достопримечательности города Санкт-Петербург – удивительны в своём разнообразии. Вы любите музеи? Театр? Большие концерты суперзвёзд или камерное чтение стихов малоизвестного поэта? Узнать о жизни царей или увидеть символ Октябрьской революции? Тогда вам точно в Питер!
Этот город уже три с лишним столетия является точкой пересечения европейской и славянской культур. Немецкий педантизм, английская деловая хватка, русская бесшабашность, французская мода, скандинавская суровость – всё это история Северной Пальмиры. Разнообразность веяний нашло отображение в экспонатах более чем 200 музеев Санкт-Петербурга, среди которых есть и такие необычные, как Музей сновидений Зигмунда Фрейда, Музей русской водки, Музей кирпича, Игральных карт, Воды и многие другие.

Санкт-Петербург — важнейший промышленный, научный и культурный центр. Петербург — морской и речной порт; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. В 1703 году на отобранных у шведов в период Северной войны территориях Петр I основал в Финском заливе город и назвал его на голландский манер «Sankt Pieter Burkh» (город Святого Петра). Выгодное географическое положение, обеспечивающее России выход к морю, определило место строительства. В Санкт-Петербурге находятся выдающиеся архитектурные ансамбли 18-19 веков: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов с памятником Петру I, Исаакиевским собором; ансамбль Невского проспекта — Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок.
Петропавловская крепость
Окруженная водой крепость — еще одна интересная и знаковая достопримечательность Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове в устье Невы. Она была построена в начале 18 века для защиты города. Сегодня вы можете прикоснуться к истории северной столицы, прогуливаясь среди многочисленных зданий и памятников, расположенных за высокими оборонительными стенами. Петропавловский собор занимает здесь центральное место и является главной достопримечательностью. Другие достойные внимания объекты — Военно-исторический музей, Монетный двор, Великокняжеская усыпальница, Тюрьма Трубецкого бастиона (ныне музей). Кроме исторических зданий на острове есть и зеленые зоны, прекрасно подходящие для неспешных прогулок.
Петропавловская крепость первое сооружение Санкт-Петербурга. Именно так был заложен город в 1703 году Петром I. Поскольку территория перешла Российской империи в ходе войны со Швецией, то и крепость строили для защиты от шведов. Крепость была заложена на Заячьем острове, таким образом пушки крепости должны били защищать город от вторжения по двум крупным рукавам реки. Морские же рубежи Санкт-Петербурга должна была защищать, заложенная в 1704 году, крепость Кронштадт.
Ну а уже в 1705 году было открыто первое промышленное сооружение Адмиралтейская верфь на Адмиралтейском острове, которая в 1706 году представляло крепость, для защиты территории в рамках Северной войны со шведами. Сейчас Петропавловская крепость представляет собой объект культурного наследия Санкт-Петербурга. И хоть сейчас это музей, не стоит забывать, что это самый настоящий форт, который был готов отразить любую атаку.
Иоанновский Мост является старейшим мостом Санкт-Петербурга, хоть от того самого моста уже ничего и не осталось. Иоанновский мост, первоначально называвшийся Красным, как главный и единственный мост в крепость имел подъемную центральную секцию. Заканчивается Иоанновский мост Иоанновскими воротами, на которых указан год 1740. Это год окончания строительных работ, в ходе которых Петропавловская крепость стала полностью каменной, до этого она была деревянной. Крепость дополнительно укреплена с востока и запада защитными сооружениями, именуемыми равелинами. В восточный равелин или Иоанновский, как раз и вмонтированы те самые Иоанновские ворота. Поэтому пройдя через них, таким образом минуя равелин, мы оказываемся на открытом пространстве непосредственно перед основными стенами крепости.
В Петропавловскую крепость ведут четверо ворот, по количеству сторон света и по их расположению.
Невские ворота. Это южный, речной вход в крепость. Попасть в крепость через Невские ворота можно было только причалив к пристани. Отсюда и название ворот.
Васильевские ворота с запада, эти ворота служат входом в крепость через Васильевскую куртину, которая обращена к Васильевскому острову, отсюда и название.
Никольские ворота служат входом в Петропавловскую крепость с севера. Их не было в первоначальном плане 1703 года и появились они в Никольской куртине только в ходе перестройки деревянной крепости в каменную спустя четверть века после ее закладки.
Петровские ворота, восточный вход в крепость, самые красивые ворота крепости
Именно Через Петровские ворота входим мы в крепость. Деревянные ворота сооружены в 1708 году и перестроены через 10 лет в камне. Петровские ворота являются памятником петровского борокко, реализованному по проекту архитектора Доменико Трезини. В нишах по обе стороны от ворот помещены статуи, олицетворяющие «Благоразумие» и «Храбрость».
Над аркой установлен свинцовый двуглавый орел. А над ним деревянный барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в котором Симон отождествляется со Шведским королем Карлом XII, а апостол Петр с Петром I соответственно. Таким образом вся картина являет собой символ победы России в Северной войне со Швецией.
За Петровскими воротами начинается, вымощенная брусчаткой, центральная аллея к Соборной площади крепости. Центральная аллея выведет нас прямиком к Соборной площади и главному ее собору Петропавловскому. Но сперва нас ждет несколько достопримечательностей.
Справа от аллеи, на территории собственного сада находится Великокняжеская усыпальница. Роль усыпальницы в Петропавловской крепости досталась Петропавловскому собору, сама усыпальница появилась здесь гораздо позже в 1908 году. Предназначена усыпальница была для великих князей и княгинь, а также для князей императорской крови. Часть захоронений в усыпальнице перенесены из Петропавловского собора. Вход в Великокняжескую усыпальницу доступен с Соборной площади.
Напротив усыпальницы, по другую сторону аллеи на кованном троне восседает основатель крепости Петр I, за его спиной расположилось здание обер-офицерской гауптвахты. Скульптура Петра I, работы Михаила Михайловича Шемякина, русского и американского художника. При создании скульптуры художник черпал вдохновения с знаменитой «Восковой персоны», восковом двойнике императора, выставленном в Государственном Эрмитаже.
«Восковая персона» полностью дело рук Карло Растрелли, который еще при жизни Петра I снял восковой слепок с лица императора и изготовил с помощью него бюст и точную копию Петра. А вот «шемякинский Петр» лишь своим лицом обязан маске Растрелли, лишенное же пропорций тело оставим на совести художника.
Чуть дальше по аллее, у входа в комендантский дом расположилась скульптурная композиция «Спасающиеся зайцы». Аллея выводит нас на Соборную площадь, также служившую плацем для гарнизона крепости.
На Соборной площади расположилось несколько главных зданий крепости. В первую очередь это Петропавловский собор, Монетный двор и Ботный дом. Действующий Монетный двор Госзнака и крупнейший Монетный двор Мира. Ботный дом был построен специально для хранения ботика Петра I, где он и хранился до 1931 года, сейчас здесь выставлена копия. С этого собора и началось строительство Петропавловской крепости. Заложено здание в 1703 году в день святых апостолов Петра и Павла. Высота Петропавловского собора со шпилем составила 122,5 метра. До 2013 года это было самое высокое сооружение Санкт-Петербурга. По замыслу Петра I Петропавловский собор должен был стать первым зданием новой России, именно поэтому он не похож на традиционные православные храмы, а своей высотой, шпиль почти пронзает небо.
Какая крепость без «застенок»? Нет, ее конечно не существовало в первоначальных планах, для наказаний обычно служили гауптвахты. Тюрьма в Трубецком бастионе появилась в 1872 году, ради ее постройки были разобраны внутренние стены бастиона. Так на месте башни появилось пятиугольное двухэтажное здание тюрьмы со внутренним двором, в центре которого располагались бани. Тюрьма была распланирована на 73 одиночные камеры, где главной целью стало полное изолирование заключенного как от внешнего мира, так и от других заключенных. В разные годы здесь отбывали заключение революционеры-народники, в их числе старший брат Ленина Александ Ильич Ульянов, эсеры, члены депутации, выступавшие против расстрелов 1905 года, в их числе Максим Горький, а также члены Петербургского Совета рабочих депутатов, в их числе Лев Троцкий.
Позже ситуация радикально менялась дважды, сначала во время Февральской революции, а позже в результату Октябрьской революции 1917 года. Таким образом контенгент камер тюрьмы сменился сначала на министров и руководителей полиции, а позже на временное правительство, юнкеров и членов партии кадетов. Принципиальным отличием Большевистской тюрьмы от тюрьмы «царской» стало упразднение одиночного режима заключения.
Особенно печальной страницей в истории тюрьмы Трубецкого бастиона стали годы Красного террора, когда на территории крепости массово расстреливались заключенные, в числе которых были 4 великих князя. На территории Крепости в 2010 году были однаружены массовые захоронения жертв Красного террора.
Отдельное удовольствие в осмотре Петропавловской крепости занимает возможность посмотреть на город со стен крепости. Такая возможность есть, для этого всего-то нужно подняться на Нарышкин бастион, предварительно купив билет в кассах, расположенных здесь же. Поскольку крепость сооружена в форме шестиконечной звезды, то и бастионов в крепости ровно шесть. В одном из них мы только что посетили тюрьму, это был Трубецкой бастион, остальные это Менишиков, Головкин и Зотов бастионы. Еще два Нарышкин и Государев, между которыми пролегает стана именуемая Невской куртиной нам и предстоит осмотреть. Отсюда же, с Нарышкина бастиона ежедневно в полдень дает свой залп пушка, возвещая середину дня.
С Нарышкина бастиона открываются красивые виды не только Невы, но и самой крепости. Маршрут от Нарышкина бастиона по Невской куртине до Государева бастиона называется Невской панорамой, так он и позиционируется в кассах и на рекламных плакатах в крепости.
Невская куртина, это вал, соединяющий Нарышкин и Государев бастионы. Обращен вал на Неву, отсюда и его название. Именно в Невской куртине установлены Невские ворота, именуемые также Воротами смерти.
Большой Петергофский дворец
Великолепный Большой Петергофский дворец является частью потрясающего дворцово-паркового ансамбля в городе Петергофе. Оказавшись здесь, даже самый искушенный турист будет поражен удивительной красотой и лаконичным сочетанием волшебных зеленых парков, красочных садов, величественных дворцов и фонтанов. Впечатляет вид на фасад Большого дворца в летние месяцы.
Каскад струящихся фонтанов и множество золотых статуй – прекрасный фон для памятных фотографий. Внутренние интерьеры дворца эффектно декорированы: лепнина, кованый метал, золоченая резьба по дереву, масляная живопись и роспись стен, различные скульптуры, барельефы, вазы и статуи. Большой Петергофский дворец, да и весь Петергоф, несомненно, достойны посещения.
Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части - это Церковный корпус и в западной – корпус «Под гербом».
Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.
Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.
В центре кровли - золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек - Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.
Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.
Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.
Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.
По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:
Чесменский зал – это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала - это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
Тронный зал – это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774 - 1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал - его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра - его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.
За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, - все эти детали создают атмосферу праздника.
Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
Екатерининский дворец
Большой Екатерининский дворец, безусловно, представляет собой величественное и вдохновляющее зрелище. Он находится в центре Царского Села (сегодня это город Пушкин) в 25 километрах от Санкт-Петербурга. Здание было заложено в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I. Бело голубая резиденция, расположенная среди живописного сада и украшенная многочисленными статуями и пилястрами, является образцом позднего барокко. Внутренние интерьеры летнего дворца передают захватывающую атмосферу 18 века. Золотые украшения, массивные потолки и окна, фрески и произведения искусства создают приятную, увлекательную окружающую среду.
Становление Царского Села как императорской резиденции связано с образом императрицы Екатерины I. Изначально усадьба в июне 1710 года была подарена Петром I своей будущей жене Екатерине Алексеевне, которая преобразила ее в каменные палаты из 16 светлиц с небольшим регулярным парком в голландском стиле. Современный Екатерининский дворец – это стиль позднего русского барокко. Этот облик он приобрел при императрице Елизавете Петровне благодаря перестройке архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1752-1756). Работы длились четыре года и 325 метровый величественный дворец, названный Екатерининским в память о ее матери – первой русской императрице Екатерине I, предстал перед потрясенными иностранными гостями. В роскошных росписях, инкрустациях залов и пышных интерьерах апартаментов жили, устраивали балы и маскарады, принимали иностранных послов, отмечали юбилеи все императоры России. Эти залы помнят легкую поступь грозной Екатерины Великой. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили проводить в стенах Екатерининского дворца не только летнее, но и зимнее время. Екатерининский дворец имеет еще одно название «Большой Царскосельский дворец». В 2016 году признанный шедевр мировой архитектуры Екатерининский дворец в Царском Селе отметил свой 260-летний юбилей.
Построенный на декоративных контрастах и световых эффектах шикарный архитектурный образ Екатерининского дворца дополняют золотые купола церкви Воскресения Христова (1750 годы архитектор Б.-Ф. Растрелли, 1860 годы архитектор А. Видов). Тысячи посетителей ежедневно приходят сюда, чтобы самим увидеть и полюбоваться на это творение человеческих рук и идеи венценосных владельцев, воплощенные гением архитекторов. Необычайно торжественный и нарядный вид придают Екатерининскому дворцу цвета небесной лазури огромное количество белоснежных пилястр, колонн, огромных окон, а также вызолоченные скульптурные фигуры, лепнина и бесчисленное множество резных украшений на фасаде дворца. Внутри весь дворец тоже наполнен золотым сиянием. Знакомство с внутренним убранством Екатерининского дворца начинается с Мраморной Парадной лестницы. Ее создали в 1860 году по проекту архитектора И.Монигетти. Огражденные резной балюстрадой широкие ступени из белого мрамора в окружении завораживающего объема воздуха и света устремляются с двух сторон к средней площадке и от нее четырьмя маршами взбираются на второй этаж к дворцовым покоям. Величественная атмосфера дворца продолжается в изыске залов «Золотой» анфилады. Парадные комнаты второго этажа соединены резными золочеными порталами-дверями, которые образуют уходящую в бесконечность анфиладу.
Большой (Тронный) зал – главное место в «Золотой» анфиладе. От такого объема золота захватывает дух! «Светлая галерея» Тронного зала площадью 860 кв. метров имеет вытянутую форму и охватывает всю ширину дворца. Тронный зал словно соткан из обрамленных золоченой резьбой бесчисленных окон и зеркал, создающих эффект прозрачности, легкости и перспективы с Екатерининским регулярным парком. Свод Тронного зала украшает плафон «Триумф России», а паркет блестит наборным рисунком. Стеклянные двери величавого Тронного зала приводят туристов в три Антикамеры. Белая Парадная столовая, Зеленая и Малиновая столбовые, Портретный зал, Картинный зал, Кавалерская столовая, Китайская Голубая гостиная – все в Екатерининском дворце восхищает взор, и будто оказываешься в мире иллюзий.
Янтарная комната (кабинет) – самые известные апартаменты Большого Екатерининского дворца, входящие в анфиладу парадных залов. Часть янтарных мозаик была изготовлена в начале 18 века в Пруссии, подарена Петру I, а в 1755 году перенесена в Царское Село. Во время Великой Отечественной войны все наряды Янтарной комнаты были вывезены немцами в Германию в замок Кенигсберг. С 1979 года в Санкт-Петербурге по эскизам реставраторов стартовала программа воссоздания ее уникальных мозаичных панно и медальонов из янтаря. Возродившаяся Янтарная комната была открыта к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. Здесь все было сделано с нуля. В едином тандеме сошлись научные достижения, творчество декораторов, талант резчиков по камню и мастерство художников. Шесть тонн янтаря сотворили чудо и превратили Янтарную комнату в ювелирный шедевр. Легенды и мифы об ее экспонатах ходят до сих пор.
Прогулка по Екатерининскому парку Царского Села – это экскурсия в имперское прошлое России. Разнообразие стилей садово-паркового искусства менялось в зависимости от времени, моды и вкусов его венценосных хозяев. Регулярный парк перед Екатерининским дворцом в стиле французских регулярных садов с разбитыми партерами – ранний памятник Царскосельского ландшафта. Планировка регулярного парка заканчивается у Грота и Камероновой галереи. В парадных подъездах и аллеях регулярного парка гостей встречают бюсты богов и мраморные статуи античности. Императрица Елизавета Петровна в середине 18 века повелела оформить парк 60 статуями. Скульптуры «Галатея» и «Амфитрида» стали неотъемлемой частью Царскосельского паркового ансамбля. Фантазия и упорство зодчего Растрелли воздвигла в парке бирюзовые павильоны «Эрмитаж», напоминающий сказочную золотую игрушку, и «Грот» в духе таинственной морской пещеры.
При Екатерине II создавался парк в английском стиле. Новые павильоны в классическом стиле дополнились неповторимыми пейзажами с декоративными мостиками, романтическими каскадами, системой каналов, Китайской деревней, Скрипучей беседкой. Здесь появилось гидротехническое сооружение Большое озеро – пруд, берега которого украсили Турецкая баня и Мраморный мост, Адмиралтейство. Павильон «Зал на острову» и Чесменская колонна со скульптурой орла архитектора А. Ринальди (1776 год) украшают середину Большого пруда.
Храм Спаса на Крови
Мемориальный православный Храм Спаса на Крови очень красочная историческая достопримечательность города. Храм построен на пожертвования на том месте, где было совершено смертельное покушение на императора Александр II. В историческом центре, прямо посреди городского пейзажа перед взором туристов внезапно возникает церковь с огромными разноцветными куполами, сложной мозаикой и резьбой. Этот самобытный шедевр древнерусской архитектуры, сильно напоминающий московский Собор Василия Блаженного, сегодня является музеем. Рядом с ним находится площадь Марсово поле и Михайловский сад.
Смольный монастырь
Смольный монастырь во главе с огромным одноименным собором живописно расположен вдоль западного берега Невы в центре Санкт-Петербурга. Эта достопримечательность достойна внимания благодаря своей богатой истории. А так же благодаря своему архитектурному стилю – сочетанию пышного елизаветинского барокко с неоклассицизмом. Фасады зданий покрашены в светлые, мягкие, голубые тона, а живописные купола украшены золотистыми элементами. Сегодня в зданиях Смольного можно встретить различные выставки, сам собор является концертной площадкой классической музыки. Большой ухоженный двор монастыря хорошо подходит для неторопливых прогулок. В общем, это — то место, которое стоит посетить.
В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — небезызвестный Ф. Б. Растрелли.
Однако мастер не дожил до окончания строительства. Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 году, завершилось лишь к 1835 году. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году. Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.
По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.
Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В.Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.
Обратимся к внутреннему убранству собора. Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А.Венецианова “Воскресение Христово” и “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.
Сам Смольный монастырь, первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, но позже для краткости именуемый “Смольным”, был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. В 1765 году по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованное в Александровский институт.
К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 года в храме работает концертно-выставочный комплекс. В настоящее время в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ.
Летний сад
Во время каникул в Санкт-Петербурге обязательно совершите расслабляющую и увлекательную прогулку среди декорации Летнего сада. Окунитесь на некоторое время в этот причудливый и живописный парк, насладитесь отдыхом и тишиной вдали от шумных центральных улиц города. Белые статуи и скульптурные группы, граничащие с проходами, украшают многочисленные аллеи и дорожки. По ним можно долго и с интересом бродить, а вечерами в Летнем саду приятно отдыхать сидя на скамейке и наслаждаясь лучами закатного солнца, пробивающимися через макушки деревьев.
Васильевский остров
Васильевский остров расположен в устье реки Невы, к югу от Петроградского острова. Это еще одно интересное место для посещения. На Васильевском острове можно встретить множество исторических и культурных памятников, а также многочисленные живописные парки и зоны отдыха. Некоторые из наиболее впечатляющих зданий датируемых 18 веком сконцентрированы в восточной части – так называемая Стрелка Васильевского острова. Яркими примерами являются Кунсткамера, Меншиковский дворец, Здание Биржи и Ростральные колонны, Университетская набережная и Академия наук, Андреевский собор и церковь Трех святителей, музеи и дома знатных дворянских родов. Остров соединен с материком двумя живописными мостами, Дворцовым и Благовещенским, которые дополняют невероятный облик исторического архитектурного ансамбля.
Павловский дворец и парк
В южной части Царского Села находится еще одна впечатляющая достопримечательность — дворцово-парковый ансамбль в Павловске. Дворец, ставший воплощением неоклассического архитектурного стиля, был летней резиденцией императора Павла I. По обе стороны от дворца есть обширная садово-парковая территория, обустроенная в долине реки Славянки. Зеленые луга и лес, озера и тропинки для прогулок, мосты и памятники, беседки, десятки различных зданий и строений. В общей сложности 600 гектаров территории можно условно разделить на 9 тематических зон. Ежегодно Павловский парк посещают полтора миллиона туристов.
Государственный Русский музей
Самый крупный в мире музей русского изобразительного искусства. Открылся в конце XIX в. во время царствования Николая II. Коллекцию составили из переданных экспонатов Эрмитажа, Александровского дворца, Академии художеств, а также из частных коллекций некоторых русских аристократов. Главная экспозиция располагается на территории Михайловского дворца. В музее можно посмотреть на полотна Брюллова, Репина, Айвазовского и других мастеров.
Мариинский театр
Главная петербургская оперная сцена, одно из знаковых культурных мест города. Театр появился в середине XIX века по указу Александра II, который пожелал дать ему имя в честь своей супруги Марии Александровны. Над проектом работал мастер Альберто Кавоса. Постановки «Мариинки» пользуются большой популярностью у иностранных туристов, многие с удовольствием приходят сюда послушать настоящую русскую оперу.
В далеком 1783 году на Карусельной площади по указу Екатерины II был выстроен Большой Каменный театр, ставший прародителем современной Мариинки. Императрица повелела учредить театральный комитет и дать ему роскошную площадку, дабы тот мог «управлять зрелищами и музыкой». А заодно находить тех, кто мог бы эту музыку создать, а зрелища — ставить и играть. Так на берегах Невы появился первый специализированный стационарный театр.
Архитектор Антонио Ринальди постарался на славу — Большой Каменный был не только настоящим украшением площади, но и отвечал самым современным требованиям того времени. Выступление русской труппы чередовалось с гастролями итальянских и французских артистов, на громадной сцене проходили музыкальные вечера и шли драматические спектакли. В 1802 году внешний вид Большого театра заметно изменился благодаря вмешательству архитектора Тома де Томона. В новогоднюю ночь с 1810 на 1811 год в театре разгорается грандиозный пожар, длившийся 2 дня и уничтоживший всё внутреннее убранство. Откроется вновь он только через 7 лет.
Однако Большой Каменный имеет весьма опосредованное отношение к Мариинке. Он, когда-то бывший одной из значительных достопримечательностей Петербурга, лишь заложил у знати традицию «ездить в оперу». Нынешний Мариинский театр, названный так, кстати, в честь Марии Александровны, супруги царствовавшего в тот момент Александра II, появился лишь в 1859 году. Его возвели по проекту архитектора Альберто Кавоса на месте Театра-цирка — ещё одной площадки театрального комитета, расположившейся напротив Большого Каменного театра.
Бич театральных площадок, пожар, прошёлся и по Театру-цирку, так что разбирать его было не так уж жалко. Мариинский был построен с учётом всех требований, но в этот раз строители подумали и об акустике. Под полом оркестровой ямы лежит толстый слой битого хрусталя, что придаёт оркестру дополнительное «серебряное» звучание, а сама оркестровая яма вплоть до 1970 года была задвинута под авансцену. Сегодня она оборудована подъёмником.
К слову об акустике. Если вы приходите слушать оперу, то самыми лучшими для этого местами считаются места в 3-м ярусе, поскольку акустическая волна направляется именно туда (этому способствует, например, особый угол наклона сцены). А если вы приходите на балет — садитесь в бельэтаж. Тут вам никто не помешает, и находиться вы будете на «режиссёрском» расстоянии от сцены.
Зал Мариинки по задумке архитектора должен был стать не менее великолепным, чем зал Большого Каменного театра. Занавес, нарисованный художником Александром Головиным в 1914 году, в точности повторяет рисунок парадной мантии императрицы Александры. Кстати, в том же году убранство театра сменилось с малиново-красного на голубое. Кроме роскошной золотой лепнины его украшает громадная бронзовая люстра. Её вес — 2,5 тонны, в ней используется 210 лампочек, а состоит она из почти 2500 небольших хрустальных подвесок. Это уже третья люстра, появившаяся тут в 1860 годах. Первая, масляная, стала причиной пожара, а вторая, английская газовая, была заменена. Потолок — под стать прибору. Венецианский живописец, профессор Дузи, изобразил на нем танцующих нимф и амуров, а по кругу разместил портреты 12 русских драматургов. Попробуйте рассмотреть их всех.
Но, как было отмечено в самом начале, любой театр делают люди. На сцене Мариинки выступали великолепная Анна Павлова, любимица Николая II Матильда Кшесинская (к ней, кстати, юный император приходил после спектакля через специальную дверь в семейной ложе, расположенной рядом со сценой), Галина Уланова. Свои первые шаги тут делали Вацлав Нижинский, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин. Для этого зала творил Чайковский и Глинка.
Сейчас оперная труппа знаменита такими именами, как Анна Нетребко, Мария Максакова, Леонид Собинов, Юрий Марусин, Ольга Бородина и Николай Охотников. Художественный руководитель театра — Валерий Гергиев.
Александринский театр
Первый российский драматический театр для публичного посещения, основанный в середине XVIII столетия по указу Елизаветы Петровны. Через несколько десятков лет после появления первого здания была произведена перестройка под руководством архитектора К. Росси. В театре в разное время работали самые выдающиеся российские режиссеры: В. Мейерхольд, Г. Товстоногов, Г. Козинцев, Н. Акимов.
Правление дочери Петра Первого Елизаветы ознаменовано всплеском культурной жизни в России. В частности, при ней бурный рост демонстрирует индустрия зрелищ, создается множество частных театров, собираются гастролирующие труппы иностранных артистов, драматурги пишут первые пьесы на русском языке. Складывается необходимость и в создании государственного театра по примеру других европейских столиц. И 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ, учреждающий первый императорский театр в России. Так будущая Александринка обретает свой официальный статус.
Сначала театр называется Русским, служит для представления комедий и трагедий. Основу труппы составляют выходцы из Ярославля: Федор Волков, ставший директором труппы, и актеры Дмитриевский, Волков и Попов. Драматургом и директором театра становится Александр Петрович Сумароков, которого считают прародителем русской драматургии. Основу репертуара составляют французские пьесы Расина, Бомарше, Вольтера, Мольера, а также произведения русских авторов: Фонвизина, Сумарокова, Лукина, Княжнина. Главный акцент делался на постановке комедий.
Театр пользовался невероятной популярностью в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него не было, он скитался по разным площадкам, ему жизненно необходимо было специальное здание. Но только спустя 76 лет после основания появился Александринский театр, адрес которого сегодня известен любому театралу. На том месте изначально стояло деревянное здание, которое занимала итальянская труппа Казасси. Но позже театр распался, помещение было выкуплено в казну, а после сильно повреждено при пожаре 1811 году, от его проблем отвлекла война с Наполеоном.
Но, несмотря на отсутствие финансирования, в 1810 года Карл Росси создает проект перестройки площади. И только в 30-х годах, при Николае I, всерьез встает вопрос о постройке театра. Карл Росси становится во главе этого процесса, в свою команду он взял архитекторов Ткачева и Гальберга. В строительство были инвестированы большие деньги, и работа закипела: для основания здания были забиты в землю 5000 свай, но на украшениях все-таки решили сэкономить. Вместо меди и бронзы использовали роспись и резьбу по дереву.
Строение было возведено всего за 4 года, и 31 августа 1832 года Александринский театр, адрес которого - площадь Островского, 6, обрел здание, построенное величайшим архитектором современности. Карл Росси руководил не только строительством, под его руководством был воплощен в жизнь проект площади и внутреннего убранства зала. Александринский театр, фото которого сегодня есть в альбоме каждого туриста, побывавшего в Питере, является памятником великого зодчего.
Александринский театр стал частью масштабного градостроительного проекта Росси. Парадный фасад, обращенный к Невскому проспекту, выполнен в виде глубокой лоджии из 10 колонн, на аттике которого разместилась знаменитая квадрига Аполлона. По фризу, окаймляющему здание, расположены лавровые гирлянды и театральные маски. Боковые фасады оформлены портиками из 8 колонн. Здание в стиле ампир является настоящей жемчужиной Санкт-Петербурга. Боковая улица, ведущая к театру, ныне носящая имя Росси, была спланирована архитектором по строгим античным законам. Ее ширина равна высоте зданий, а длина увеличена ровно в 10 раз. Улица рассчитана таким образом, чтобы подчеркнуть пышность и грандиозность архитектурного образа строения.
Интерьер император видел только в красном цвете, но ткани не было в достаточном количестве, а ее заказ мог бы сильно затянуть открытие. Зодчему удалось переубедить правителя - так театр получил свою знаменитую ныне голубую обивку. Зал вмещал около 1770 человек, имел 107 лож, партер, галереи и балкон, гениальное конструирование дает ему потрясающую акустику.
В честь жены Николая I театр получил наименование Александринский. Он становится центром сценической жизни России. Здесь зарождалась русская театральная традиция, которая позже составит славу страны. Александринский театр после открытия поддерживал привычную репертуарную политику: здесь ставились преимущественно комедии и музыкальные пьесы. Но позже репертуар становится более серьезным, именно здесь проходят премьеры грибоедовской комедии «Горе от ума», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозы» Островского. В театре в этот период работают величайшие актеры: Давыдов, Савина, Комиссаржевская, Свободин, Стрепетова и многие другие.
К концу 19 века Александринский театр выходит по мощи своей труппы и постановок на один уровень с лучшими драматическими театрами Европы.
Начало 20 века ознаменовалось кризисом, который не мог обойти Александринский театр. В 1908 году во главе коллектива встает В. Мейерхольд, который стремится создать новый репертуар, но при этом бережно сохраняет существующие традиции. Он ставит уникальные спектакли: «Дон Жуан», «Маскарад», «Гроза», которые становятся шедеврами новой театральной школы.
Александринский театр, отзывы о котором почти всегда пишутся в восторженных тонах, старается удерживать марку и сегодня. С 2003 года во главе стоит режиссер Валерий Фокин. Его усилиями в Александринке проводится одноименный театральный фестиваль. Под руководством Фокина прошла грандиозная реконструкция театра. Он добился того, что у театра появилась вторая сцена, на которой ставят экспериментальные спектакли. Здесь работают лучшие актеры и режиссеры. Театр видит свою миссию в сохранении традиций русской театральной школы, в поддержке новых тенденции и помощи талантам.
Здание главного Адмиралтейства
Сооружение на берегу Невы, которое располагается на месте первой судостроительной верфи на Балтийском море. Здание построено в архитектурном стиле русского ампира. Фигура корабля, венчающая шпиль Адмиралтейства — один из символов Северной столицы. При Петре I здесь была настоящая крепость, защищавшая верфь во время Северной войны. С 2012 года в Адмиралтействе размещается штаб командования российского ВМФ.
Казанский собор
Главный православный храм Санкт-Петербурга, где хранится икона Казанской Божьей Матери. Собор построен по проекту архитектора А. Воронихина в стиле ампир. Закладка первого камня происходила в присутствии Александра I. Внутренние интерьеры украшены монументальными колоннадами и больше напоминают дворец, чем церковь. Иконы для храма писали известные мастера О. Кипренский, А. Иванов и другие.
Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.
В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.
Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.
На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.
Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.
В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.
Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.
Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.
Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.
Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.
Никольский морской собор
Храм был построен на месте полкового морского двора в середине XVIII столетия. В соборе хранится почитаемая христианская святыня – икона Николая Чудотворца с частью святых мощей. С конца XIX века при храме работало благотворительное общество, организовавшее приют для пожилых женщин, школу и больницу. В Никольском морском соборе регулярно проходят поминальные службы в честь погибших моряков.
Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге расположен на берегу Крюкова канала. Является великолепным памятником архитектурного стиля барокко. Николо-Богоявленский храм состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца - покровителя всех путешествующих, в том числе и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. Поэтому полное название храма - Николо-Богоявленский собор. Его строительство было завершено в 1762 году.
По преданию Петр Первый, побывавший в Астрахани, восхищался красотой Успенского собора и пожелал видеть такой же храм в столице. Но при жизни Петра построен такой храм не был.
В 18 веке на месте Никольской площади находился плац Морского полкового двора. Для лейб-гвардии морского экипажа в 1743 году в центре площади была построена деревянная церковь. Однако из-за влажного климата церковь стала быстро ветшать. Тогда по ходатайству князя М. Голицына перед императрицей Елизаветой было решено построить каменную церковь по образцу Астраханской. Она должна была стать главным храмом Российского флота.
Проект был выполнен архитектором С.И. Чевакинским. Началось строительство в июле 1753 года. Чуть позже к западу от храма возводится колокольня. Ее построили в 1758 году, раньше церкви. Архитектор предвидел продление канала, и в 1780-ые годы колокольня оказалась стоящей на берегу. Чевакинский был учеником Ф.Растрелли и нереализованный план учителя отразился на архитектуре колокольни, пусть и в меньшем масштабе. (Растрелли мечтал построить пятиярусную колокольню высотой 140 метров). Николо-Богоявленский собор освящали два раза. В 1760 году освятили нижнюю церковь во имя Святителя Николая, а позже — верхнюю церковь во имя Богоявления Христова.
По распоряжению Екатерины II храму были подарены 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор подарки храму делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова и другие. Стало традицией любое событие в русском флоте отмечать богослужением в храме.
Позже около церкви разбивается сад, проект которого выполнен также С.И. Чевакинским. А позже он был объединен со сквером, построенным купцом Тупиковым. Так рядом с храмом появился публичный сквер, в котором в 1908 году был установлен памятник офицерам и матросам, погибшим при Цусиме 15 мая 1905 года на броненосце «Император Александр III».
При храме в 1870 году было организовано благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней.
Храм стал местом поминовения моряков, погибших в годы русско-японской войны 1904 – 1905 годов. В их память здесь установлены мемориальные доски. После революции, как и все храмы, Николо-Богоявленский храм пострадал, но не был закрыт. Во время блокады здесь утром и вечером ежедневно проводились службы. С 1941 год по 1999 год он являлся кафедральным собором. Здесь жил Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Алексий II.
В 1989 году в Николо-Богоявленском храме была установлена памятная доска в честь погибшего экипажа подводной лодки "Комсомолец". В 2000 году в храме установлены памятные доски с именами погибших моряков на подводной лодке «Курск». Здесь также можно видеть и памятные доски членам экипажей других погибших лодок. В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня.
Двухэтажный Николо-Богоявленский храм представляет в плане равноконечный крест. В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола. А дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.
В стороне от храма расположена четырехъярусная колокольня. Три нижних яруса колокольни украшены колоннами. Верхний ярус венчает купол с тонким шпилем. Поскольку колокольня сужается кверху, а стены двух нижних ярусов вогнуты, создается впечатление ее воздушности. А близость к воде делает это место романтичным. Колокольня является одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто изображают петербургские художники.
В нижней церкви находится Главная святыня Николо-Богоявленского собора – греческая икона святителя Николая Чудотворца 17 века с частицей его мощей. В верхней церкви можно увидеть резной иконостас (работа мастера И. Канаева). Его украшают иконы, выполненные в византийской традиции (работа живописцев Колокольниковых). Колоннада украшена резьбой в виде гирлянд из цветов и листвы (работа мастера-резчика Игнатия Канаева). Николо-Богоявленский храм является символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы.
Александро-Невская лавра
Монастырь был заложен по указу Петра Великого, который хотел увековечить победу Александра Невского над тевтонскими рыцарями в 1240 году. После освящения Троицкого собора Лавры сюда были доставлены мощи Александра Невского. При монастыре работала типография, семинария, приют и госпиталь. К концу XVIII столетия обитель превратилась в важный духовный и культурный центр Российской империи и получила статус лавры.
Домик Петра I
Первое жилое здание Санкт-Петербурга начала XVIII столетия, где обитал император во время строительства города. В настоящий момент деревянное строение перенесено в другое место и покрыто каменным каркасом для лучшей сохранности (первый каркас появился еще в конце XVIII века). По легенде дом был возведен всего за три дня руками искусных плотников. С 1930 года на территории работает музей, где можно увидеть личные вещи царя.
Кунсткамера
Музей, созданный по указу Петра I, где на протяжении более чем 300 лет собирались образцы мутаций, уродств, генных нарушений, патологий и рукотворных «безобразий» природы и человеческого организма. В первые годы существования музея здесь жили настоящие карлики, великаны и другие люди с «ненормальностями». Все три века существования интерес к коллекции всегда был очень высоким. К настоящему времени собрано более одного миллиона экземпляров.

Петербург — первый город России, который чуть ли не с основания развивался по заранее разработанному плану. Первый план города датирован 1716 годом. Это определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, характерных для конца 18 — начала 19 века. В архитектуре начала 18 столетия отразилась художественная направленность русского зодчества 17 века с ярко выраженной декоративностью. Архитектуру Петербурга той поры условно называют «барокко первой трети 18 века». С середины 18 века в городе строятся дворцы, усадьбы вельмож с прекрасными парками, богатые храмы. В это время в Петербурге работают крупные зодчие В. В. Растрелли, Антонио Ринальди, Валлен-Деламот, С. И. Чевакинский. Они стали представителями стиля русского барокко середины 18 века.

Церковь Спаса-на-Крови. Санкт-ПетербургЛучшими примерами этого стиля являются произведения Растрелли — Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского. Зимний дворец занимает главенствующее место в центральном ансамбле Санкт-Петербурга на Дворцовой площади. Это грандиозное здание отличается выразительной пластикой архитектурных деталей, колоннад, фронтонов, обилием скульптуры.

Исключительная роль в ансамблевой застройке центра Петербурга принадлежит зодчим А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, К. И. Росси. Огромное влияние на формирование городского района близ Невского проспекта оказало прекрасное творение Воронихина — Казанский собор. В 1837 году на площади перед собором установили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Б. И. Орловского.

Во второй половине 19 века в Санкт-Петербурге появляется большое количество доходных домов, особняков купцов и промышленников. Возникают совершенно новые типы сооружений: банки, торговые пассажи, железнодорожные вокзалы, большие заводы. В архитектуре шел активный процесс стилизаторства и эклектичного использования различных стилей. Все больше используются новые технические достижения: железобетон, металлические конструкции, большеформатное стекло. Примерами архитектурного стиля модерна являются дом купца Елисеева, здание компании «Зингер» на Невском проспекте, Царскосельский вокзал, особняк балерины Кшесинской. В противовес этому направлению возводятся здания, в которых возрождаются приемы русского классицизма и итальянского Возрождения. Сразу после Октябрьской революции были созданы государственные архитектурно-планировочные организации. За Нарвской, Московской, Выборгской заставами разворачивается строительство жилых домов и общественных зданий. Появляются новые типы сооружений: дома культуры, клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны. Архитектура этого периода отличается своеобразной выразительностью, чрезвычайной простотой и обычно характеризуется понятием «конструктивизм». В середине 1930-х годов конструктивистская архитектура уступает место поискам стиля, который бы отвечал принципу «национальный по форме, социалистический по содержанию». В ленинградскую архитектуру пробивают себе дорогу приемы и формы из арсенала классического зодчества, прежде всего русского.

Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.Генеральный план развития Санкт-Петербурга, принятый в 1935 году, предусматривал комплексную застройку в районе бывших окраин. Эти работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. За годы блокады в результате артиллерийских обстрелов и бомбардировок было выведено из строя более пяти миллионов квадратных метров жилой площади, полностью или частично сожжено свыше трех тысяч жилых домов, около 400 школ, сотни предприятий. Сильно пострадало около двухсот историко-архитектурных памятников. Ряд памятников, таких как «Медный всадник» и скульптуры Аничкова моста, удалось укрыть, или зарыть в землю. Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. В первое послевоенное пятилетие развернулись работы по восстановлению разрушенных жилых домов, промышленных зданий, реставрации памятников архитектуры. Подвиг ленинградских реставраторов, восстановивших памятники Ленинграда и его пригородов, не имеет аналогов в истории зодчества.

В 1951 году был принят новый откорректированный генеральный план развития, в котором большое внимание уделялось реконструкции и благоустройству городского центра. Среди крупнейших достижений послевоенного строительства следует назвать создание первой очереди метрополитена и закладку двух грандиозных парков — Московского и Приморского с гигантским стадионом на 100 тысяч человек. В начале 1950-х годов в Ленинграде была на практике осуществлена идея возведения зданий из готовых конструкций заводского изготовления зданий.

В Петербурге-Ленинграде жили и творили многие выдающиеся люди России. Наиболее известные маршруты туристического паломничества: квартира Пушкина на Мойке, «Петербург Достоевского», Фонтанный дом (бывший дворец Шереметевых, в котором долгое время жила Анна Ахматова), дом-музей Н. А. Некрасова, «Петербург Блока». Петербург — самый посещаемый туристами город России, особенно во время «белых ночей», когда начинают работать фонтаны в Петергофе и устраиваются театрализованные представления. Незабываемое впечатление оставляют путешествия по каналам Петербурга.

Колыбель русского балета
В Санкт-Петербурге театральный сезон продолжается с сентября по конец июня. Большой популярностью пользуется Симфонический оркестр Петербургской филармонии. Необходимо посетить также Мариинский театр (в 1920-1992 гг. он назывался Театр оперы и балета им. Сергея Кирова, или Кировский театр). Поклонникам современного искусства понравится Театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского. Две ведущие театральные сцены - это Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина и Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. Также стоит посетить театр им. Ленсовета, Малый театр и театр Сатиры.

Эрмитаж
осударственный Эрмитаж – величайшая сокровищница мирового искусства, коллекции которой формировались в течении 18-19 веков. Основные экспозиции всемирно прославленного музейного комплекса разместились в пяти дворцах, возведенных выдающимися архитекторами 18-19 веков. В Государственном Эрмитаже интересно все - и искусство Древнего Египта (Египетский зал), и живописное наследие Европы эпохи Возрождения (зал № 214, полотна Леонардо да Винчи), и полные сиюминутного мировосприятия вечно изменяемого мира полотна импрессионистов и постимпрессионистов конца 19-го, начала 20-го веков.
Главный комплекс Эрмитажа формировался в течение XVIII – XIX веков и состоит из шести зданий, построенных в разные исторические эпохи. Музейные экспонаты и интерьеры расположены в Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже, Новом Эрмитаже, Эрмитажном театре и Запасном доме. Часть музейных экспозиций расположена в восточной части здания Главного штаба.
Более 106 тысяч исторических артефактов, начиная с Эгейской цивилизации (3 тысячи лет до н. э.) до периода заката Древнего Рима (4 век н. э.) отображают все разнообразие и самобытность культур Древней Греции, Древнего Рима, Этрурии, Северного Причерноморья. Коллекция искусства Античного мира расположена в здании Нового Эрмитажа.
Коллекции, посвященные искусству Востока, насчитывают более 180 тысяч экспонатов и знакомят с культурой Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, Византии, Центральной Азии. Перед взорами посетителей предстанут уникальные артефакты доисламского мира, древнего Армянского царства, Колхиды, стран Индокитая, Монгольской империи. Экспозиция, посвященная культуре средневековой Японии вызывает особый интерес.
Экспозиции западноевропейского искусства составляют самую значительную часть эрмитажных коллекций и подразделяются на тематические разделы по странам и временным периодам.
В залах Нового Эрмитажа представлены образцы Голландского изобразительного искусства 17-го века. Живописное наследие составляют работы гениального художника Рембрандта Харменса Ван Рейна. Пейзажная живопись представлена работами Якоба Рейсдала и Яна ван Гойена, бытовые сюжеты – работами Яна Стена, Питера де Хоха, Герарда Терборха и Адриана ван Остаде. Поражает реалистическая манера в изображении животных и птиц анималиста Пауля Поттера.
В здании Нового Эрмитажа размещена одна из самых крупных в мире коллекций Фламандской живописи, представляющая собой «золотой век» Европейского искусства. Работы принадлежат кисти великих мастеров Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса и отражают своем творчестве различные направления в изобразительном искусстве: библейские и античные сюжеты, портреты и пейзажи.
Экспозиция живописи Нидерландов 15–16 веков, расположенная в залах Малого Эрмитажа, представляет изобразительное наследие в период становления и развития больших стилей и духовного развития европейского общества. Назовем только некоторые шедевры изобразительного искусства Нидерландов этого периода. Живопись 15 столетия представлена работами: диптих «Троица. Мадонна с Младенцем у камина» кисти Робера Кампена, живописное полотно «Святой Лука, рисующий Богоматерь» кисти Рогира Ван дер Вейдена, Триптих на библейскую тему Гуго Ван дер Гуса, работы выдающихся живописцев Фландрии Лукаса ван Лейдена, Дирка Якобса, Яна Госсарта, Иоахима Патинира, Адриана Томаса Кея и Питера Артсена.
После длительного исторического периода средневековья пришло время бурного развития южной и центральной Европы. Экономический подъем Италии совпал с периодом грандиозных археологических находок, открывших всему европейскому сообществу великое искусство древнегреческой культуры, основными принципами которой были внимательное наблюдение за натурой, изучение ее, а потом на основе полученных знаний, человеческого мастерства и таланта создавать высокие образцы изобразительного искусства в области архитектуры, скульптуры, декоративного искусства. В центре всего эллинистического мира были принципы и каноны в изображении человека, стремление приблизиться к его реалистическому облику, поиску идеальных форм и попытке отразить глубину внутреннего мира. Археологические артефакты, найденные в Италии в 12-13 веках дали толчок к развитию нового образа мыслей просвещенных и талантливых людей. Это время было названо эпохой Возрождения.
Экспозиция итальянского искусства эпохи Возрождения расположена на втором этаже Старого Эрмитажа. «Крест с изображением распятия» кисти живописца Уголино ди Тедиче из Пизы относится ко второй половине 13-го века. Уникальные полотна выполнены такими мастерами раннего Возрождения, как Симоне Мартине, Фра Филиппо, семья делла Роббиа. Период позднего Возрождения представлен работами таких гениальных мастеров этого времени, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Андреа дель Сарто, Филиппино Липпи.
Уникальность работ гениального итальянца состоит в том, что других работ мастера на тему изображения мадонны с младенцем больше не сохранилось. Глубоко сакральным религиозным смыслом и необыкновенно тонкой, лиричной живописной канвой, которой овеяны ясные светлые образы, изображенные на небольших по размеру полотнах, наполнены эти произведения искусства. Мастер ведет речь с каждым, кто смотрит на его живописные работы о вечных темах материнства, любви, смысла жизни.
Полотна «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» расположены в 214-м зале Эрмитажа. Картина «Мадонна Литта», переведенная с деревянной поверхности на холст, была приобретена императором Александром II для коллекции Эрмитажа в 1865 году. Картина «Мадонна Бенуа», написанная на доске и позднее переведенная на холст, была приобретена императором Николаем II для музейной эрмитажной коллекции в 1914 году.
Экспозиция произведений искусства эпохи позднего Возрождения расположено на втором этаже Нового Эрмитажа. Скульптура «Скорчившийся мальчик» гениального итальянского художника и скульптора Микеланджело Буонарроти была приобретена для эрмитажной коллекции императрицей Екатериной II. Живописные полотна «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство» являются образцами раннего творчества Рафаэля Санти. Картина «Юноша с лютней» - одна из лучших работ невероятно тонкого по осмыслению человеческой натуры, виртуозного в своем художественном мастерстве живописца Караваджо. Надворную анфиладу Нового Эрмитажа украшают точные копии росписей, созданных великим Рафаэлем в Римском Ватикане. В экспозиции, посвященной искусству позднего Возрождения представлены лучшие образцы декоративно-прикладного искусства этого времени.
Искусство живописной школы Венеции представлено в экспозиции, расположенной на втором этаже Большого Эрмитажа. Особый интерес представляют собой живописные полотна Тициана разных периодов творчества великого мастера эпохи Возрождения. Полотна «Бегство в Египет», «Святой Себастьян», «Кающаяся Мария Магдалина» раскрывают все разнообразие изобразительных приемов и сюжетное многообразие, непревзойденное мастерство великого колориста. Живописные полотна Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, Чимы да Конельяно, портретистов Доменико Каприоло, Лоренцо Лото, Пальмы Старшего являются примерами высокого уровня изобразительного искусства Венецианской школы.
Изобразительное искусство Испании 16-19 веков отличается своеобразным национальным колоритом, основанном на великих традициях большой эпохи Возрождения в сплаве с многоликой и разнообразной культурой народов, населявших Испанию в этот период. Эрмитажная коллекция является одной из лучших в Европе, ведь живописные полотна таких выдающихся мастеров, как Хуан Пантоха де ла Крус и Алонсо Санчес Коэльо, Луис де Моралес, Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран являются высшим драгоценным фондом художественного наследия Испании. Живописное полотно кисти гениального художника Эль Греко, открывшего в своем творчестве новые взгляды на человека, религиозного познания мира и возможности изобразительного искусства, представлены работой «Апостолы Петр и Павел». Отдельно от всего традиционного испанского искусства, каноны которого сложились за 300 лет, искусство Франсиско Гойи является творческим прорывом в осмыслении главных вопросов человечества: месту человека и красоты в настоящем мире, вопросам борьбы добра и зла. Живописное полотно «Портрет актрисы Антонии Сарате» дает представление о высочайшем уровне мастерства художника и умении раскрыть сложный внутренний мир человека.
Экспозиция, посвященная изобразительному искусству Англии, расположена на втором этаже в здании Зимнего дворца. При посещении Эрмитажной коллекции можно познакомиться с живописным наследием таких выдающихся художников, как Джордж Ромни, Генри Реберн, Годфри Неллер. Особое место занимают полотна «Портрет дамы в голубом» кисти Томаса Гейнсборо и «Младенец Геракл, удушающий змея» кисти Джошуа Рейнольдса.
Постоянные экспозиции современного искусства расположены в левом крыле здания Главного штаба, начиная от Триумфальной арки до набережной реки Мойки. Французская живопись 19-го века представлена в музейном комплексе, расположенном на четвертом этаже здания Главного штаба. Направление в истории развития мирового изобразительного искусства конца 19-го века, зародившееся и получившее свое самое яркое развитие во Франции, получило название импрессионизм. Посетив галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, можно познакомиться с живописными полотнами Клода Моне, Эдгара Дега, Анри Фантена-Латура, Писсаро, Сислея. Отдельные залы экспозиции посвящены творчеству Огюста Ренуара и Поля Сезанна. Период в развитии искусства, названный постимпрессионизмом, представлен работами Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо. На втором этаже здания Главного штаба расположена экспозиция, посвященная декоративно-прикладному искусству эпохи модерн конца 19-го – начала 20-го веков. В отдельных залах расположены музейные экспозиции, рассказывающие о работе МИДа Российской империи, которое исторически работало в этой части Главного штаба. На третьем этаже здания Главного штаба расположено три постоянных экспозиции. Первая из них посвящена живописному наследию русских художников 19-го – начала 20-го веков. При посещении выставок можно познакомиться с творчеством таких выдающихся русских художников, как Карл Брюллов, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин. Вторая экспозиция посвящена военным реликвиям и историческим артефактам, принадлежащим русской гвардии в 18-м веке. Можно увидеть настоящий мундир царя Петра I, являвшегося офицером Лейб-Гвардии Преображенского полка. Третья экспозиция посвящена ювелирному искусству Российской империи конца 19-го века, представленная предметами ювелирного, камнерезного, эмальерного дела на примере лучших образцов мастерской Карла Фаберже.
В здании Эрмитажного театра, в подвальном помещении, расположен мемориальный музей «Зимний дворец Петра I» - это сохранившаяся часть на уровне фундамента каменного Зимнего дворца Великого императора. В этих помещениях разместилась уникальная экспозиция, посвященная императору Петру I и его времени. В помещениях воссозданы интерьеры и обстановка Петровской эпохи, уникальные предметы быта, мебель и одежда. Главным экспонатом мемориала является восседающий на троне император Петр I ("Восковая персона" - созданный после смерти скульптурный портрет государя).
Если вы решили посетить Эрмитаж летом, стоит прийти или очень рано, или под конец дня, чтобы избежать длинных очередей. Другой способ не стоять в очереди - посетить музей с экскурсоводом, однако в этом случае прогулка по музею будет удручающе короткой. Иногда залы музея бывают, закрыты, например, на профилактические работы. Поскольку в залах выставлена только двадцатая часть коллекции музея, экспонаты время от времени заменяют на те, что хранятся в запасниках.

Исаакиевский собор
Это самый большой храм Петербурга и один из крупней¬ших в мире. Строительство собора было начато в 1818 году. Болотистый грунт, идущий под фундамент собора, был укреплен деревянными сваями, чтобы выдерживать вес 30 тысяч тонн. Храм, имеющий высоту свыше 100 м, венчает золотой купол с одиннадцатью лучами. Золотой купол окружен обзорной галереей. На ее балюстраде стоят скульптуры ангелов работы И. Германа. Изнутри купол украшает работа Карла Брюллова «Богоматерь на троне», выполненная в 1847 году и занимающая площадь 816 м2. В центр купола помещен серебряный голубь - символ Святого Духа. Витраж 1843 года, представляющий Иисуса Христа, виден через открытые царские врата. Колонны, украшающие иконостас, - ряды икон вокруг царских врат были выполнены из малахита и лазурита. В общей сложности на украшение храма ушло около 16 тонн малахита. Огромные двери из бронзы и дуба созданы в 1841-1846 годах. Их украшают горельефы с библейскими персонажами.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на этот сайт обязательна