Весёлые путешествия





Рига, Латвия


Латвийская столица Рига пропитана сказкой и романтикой. Буйство красок и средневековый колорит переносит в другую реальность. Рига начала свое развитие в средние века как портовый город, сюда съезжались богатейшие купцы, а могущественные магистры Левонского ордена строили свои каменные замки. Сегодня Рига – самый крупный город Прибалтики с огромным количеством достопримечательностей и памятных мест.

Достопримечательности

Сам город Рига — достопримечательность страны. Он сохранил свой исторический облик. Вы увидите тут древние церкви и монастыри, средневековые домики и узкие улочки, а недалеко от центра города расположен песчаный пляж. Старая Рига — центр туризма. Во время экскурсии по району Старой Риги можно увидеть собор Св. Петра, Рижский замок, Домский собор, различные музеи.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра в Риге – великая градостроительная доминанта с самым высоким шпилем в городе, один из ценнейших и старейших памятников эпохи Средневековья во всей Балтии. Собор является памятником монументальной готической архитектуры XIII века государственного значения. Несмотря на многочисленные несчастья, которые за несколько веков обрушивались на стены церкви, рижане на дали кануть в Лету этому культовому городскому сооружению. Как и сотни лет назад, сегодня собор Святого Петра в Риге – это сакральный символ столицы, олицетворяющий ее величие и нерушимость.
История собора
XIII век. Первое упоминание о данной церкви в летописях (1209 год). На то время собор представлял собой помещение с небольшим залом и тремя нефами (в наши дни останки этого первозданного сооружения являются частью внутреннего убранства собора Святого Петра). Башня изначально стояла отдельно.
XVІІ век. Март 1666 года стал точкой отсчета многочисленных несчастий, которым суждено было случиться с великим храмом. Простояв больше 200 лет, башня внезапно обваливается, погребя под своими обломками несколько людей. Рижане буквально сразу же принялись за восстановление церкви, но все их усилия оказались тщетными. В 1677 году еще незаконченную башню уничтожает сильный пожар. После этого за дело взялся главный строительный мастер Риги – Руперт Бинденшу, и уже в 1690 году его творение было представлено городу. Высота собора Святого Петра тогда была самой большой среди деревянных церковных сооружений во всей Европе. Гладкий западный фасад храма с каменными порталами в стиле барокко – это дело рук Руперта Бинденшу.
XX век. Собор Святого Петра в Риге был уничтожен в 1941 году артобстрелами. Реставрация в послевоенное время велась постепенно. В 1954 году была восстановлена крыша, в 1970 году – башня. В 1973 году открыли смотровую площадку, а в 1975 году запустили башенные часы. Внутреннее убранство церкви прошло полную реконструкцию лишь в 1983 году.
Архитектура
Знакомство с древней церковью лучше начать издалека – еще снаружи. Каждый фасад строения имеет свои отличительные черты. Самый архитектурно привлекательный – западный фасад, украшенный тремя входными порталами XVІІ века – святая дверь собора Святого Петра.
С тыльной стороны здания, у алтарной части храма находится памятник Бременским музыкантам. Эта скульптурная композиция притягивает толпы туристов, каждый из которых не упускает возможность потереть носики сказочных животных на счастье.
Внутри собора можно ознакомиться историей строения. На стенах здесь развешены старинные гербы, имеется множество каменных и деревянных эпитафий, есть склеп, древние надгробия и другие артефакты. Среди самых монументальных предметов интерьера церкви можно выделить огромный семиглавый подсвечник из бронзы (378?310 см), изготовленный в XVІ веке, и средневековую статую рыцаря Роланда, украшавшую ранее Ратушную площадь (после того, как памятник сильно обветшал, его заменили на копию, а подлинник перенесли в церковь).
Можно также обозреть захватывающую панораму Риги со смотровых площадок собора Святого Петра. Их здесь две: высотой 51 и 71 м. Каждый месяц в церкви экспонируется какая-то выставка различных направлений: живописи, скульптуры, графики, художественного текстиля, народного прикладного искусства, фотографии.

Рижский замок

Рижский замок - это один из самых значительных памятников истории и архитектуры, который представляет собой яркий пример средневековой архитектуры. Замок является частью знаменитого силуэта Риги, он расположен в Старой Риге, ?прямо у набережной Даугавы, где проводятся многие праздники и мероприятия.
Строительство этого фортификационного сооружения было начато в далеком 1330 году, за свою долгую историю замок многократно перестраивался и изменялся, а свой нынешний вид он получил примерно в 60-е годы 19 века.
В современной Латвии Рижский замок - это Президентский дворец, официальная резиденция президента Латвии, так-же тут располагается несколько музеев и музейные архивы. Осенью 2012 года в замке была начата масштабная реконструкция, так как здание находилось в крайне плачевном состоянии.
Президент страны и его канцелярия временно перебрались в Дом Черноголовых, а проект реконструкции планировалось завершить в течении 2,5 лет. Но 20 июня 2013 года в замке произошел крупный пожар, в результате которого сильно пострадали крыша и чердачный этаж, а так-же многие помещения здания.
История
Строительство замка на берегу Даугавы было начато в 1330 году, когда Рига стала уже богатым городом, а ее феодальный властитель - рижский епископ - в середине XIII столетия был возведен в сан архиепископа. Строительство было завершено через 20 лет и это была настоящая средневековая крепость с мощными стенами и бойницами. В двух противостоящих друг другу углах замка возвышались две круглые башни: со стороны Даугавы - Святодуховская, которая сохранилась еще от старых городских укреплений и вошла в комплекс строений нового замка, а на противоположной стороне - Свинцовая башня. Широкий ров, защищавший замок, можно было перейти только по подъемному мосту.
В результате противостояния и постоянных войн между Ригой и Ливонским орденом, замок несколько раз разрушался и был вновь полностью отстроен только к 1515 году. Теперь на берегу Даугавы высится мощный замок, не уступающий по величине крупнейшим церквям Риги. По плану - это четырехугольное здание с башней в каждом углу и мощеным двором посередине. От предыдущего замка рижане сохранили только башню Святого Духа, видимую со стороны реки, служащую маяком для мореплавателей, и часть крепостной стены для обороны города.
В ходе разразившейся в 1558 году Ливонской войны армия Ивана Грозного сокрушила государства Ливонского ордена, Рижского архиепископства и епископства Курляндии. Ливонский орден перестал существовать. После ликвидации Ливонского ордена замок был заброшен. В начале XVII века рижане даже подумывали о сносе обветшалого строения, но в 1606 году польский король (Рига тогда принадлежала полякам) все же решает замок оставить - замок сохранился.
Далее, это самое крупное, отделанное с наибольшей роскошью и хорошо укрепленное светское здание Риги, длительное время служило резиденцией то польских, то шведских правителей, а с конца XVIII века - российского генерал-губернатора.? Каждый новый хозяин вносил какие-то изменения, кое-что перестраивал в замке по своему вкусу. Так постепенно менялся его первоначальный облик.
В 1621 году Ригу захватили шведы, и начались грандиозные перестройки — Рига, как центр шведских колоний Балтии, должна была иметь соответствующие укрепления. Возводятся новые валы, строится Цитадель, и Рижский замок теряет значение укрепления. Там размещается шведская колониальная администрация. Так как замок более не воспринимается как крепость, то его «одевают» другими строениями — в окруженном валами городе каждая пядь земли должна быть использована.
В начале XVIII века территория Латвии отошла к России, но перестройки в замке начались лишь в 1783 году — административные реформы Екатерины II требовали помещений для чиновников. Обращенные в сторону Дворцовой площади шведские военные склады снесли и вместо них построили четырехэтажный административный корпус. Были оборудованы репрезентационные помещения Лифляндского генерал-губернатора, а также снесены все соседние деревянные дома, и перед замком образовалась просторная площадь. В таком виде замок достойно олицетворял государственную власть великодержавной России.
Строительство репрезентационных помещений, где сейчас находится резиденция президента Латвии, началось лишь в 1818 году по приказу генерал-губернатора Лифляндии маркиза Филипа Паулуччи. Этот угодливый придворный заметил, что проезжавшим через Ригу царям Павлу I и Александру I был явно не по нраву спартанский дух крепости. Поэтому маркиз приказал перестроить это крыло и возвести новый — третий этаж. На новом этаже был построен большой зал для балов — Императорский зал, гостиная царя и царский кабинет. А у башни Святого Духа снесли конусообразную крышу и устроили там обсерваторию — в то время было модно поддерживать науки.
В 1860 году генерал-губернатор Балтии князь Александр Суворов-Римницкий провел капитальный ремонт Императорского зала и дополнительно возвел широкие гранитные лестницы, так как ранее приходилось подыматься по неудобной средневековой винтовой лестнице в башне. Так были исправлены ошибки предшественников.
Резиденцией власть имущих Рижский замок был и в период независимой Латвии, с той лишь разницей, что наместников царского правительства сменили ставленники местной буржуазии. И в этот период интерьер замка подвергался перестройкам. В предзамковом корпусе были созданы новые репрезентативные залы для нужд правительства, был оборудован и так называемый Красный зал. В 50-х годах 20 века в Рижском замке были проведены реставрационные работы, частично реставрирована Свинцовая башня, Белый и Красный залы.
В 1938 году Рижский замок становится резиденцией Президента Латвийской Республики. С 1940 до февраля 1941 года в замке поселяется Латвийский Совет народных комиссаров, в феврале 1941 года в северной части замка открывается Дворец пионеров.
Легенды
Как и о каждом замке, о Рижском тоже сложены легенды. Рассказывают, что по одной из них, в Средневековье подземный ход вел прямо в Цесисский замок! Другая легенда кажется более правдоподобной — подземный ход соединял замок с нынешним Рижским портом. В советское время при археологических раскопках легенда стала былью — подземный ход обнаружили, но, от греха подальше, замуровали. Были в замке и казематы, в которых пытали врагов. Находились они аккурат под пушками, стоявшими в советское время в садике скульптур. В Рижском замке, как и в каждом солидном строении, живет привидение - по ночам тут бродит призрак средневекового рыцаря. В жуткой тишине иногда отчетливо слышны шаги...

Христорождественский кафедральный собор

Христорождественский кафедральный собор в Риге - кафедральный храм Русской Православной Церкви недалеко от Статуи Свободы.
Христорождественский храм был построен по проекту академика Роберта Пфлуга. Орнаментальный декор и каменные строительные детали изготовлены в мастерской Августа Фольца. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1876 года. Императором Александром III были подарены храму 12 колоколов, самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского, весил более 800 пудов.
Через восемь лет строительство храма было полностью завершено. 24 апреля 1884 года состоялась передача его в ведение духовного ведомства. А 27 октября 1884 года над Ригой впервые раздался звон всех 12 колоколов собора Рождества Христа Спасителя.
Вскоре рижский кафедральный собор становится общепризнанным духовным центром не только Риги, но и всего края. В ряде источников сохранились сведения о том, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Трагический поворот в судьбе храма начался в Первую мировую войну. В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. А когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии.
Дабы предотвратить дальнейшее осквернение храма, собрать все, что еще осталось и что можно было реставрировать, Владыка Иоанн поселился в подвале собора. Богослужебная жизнь возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года службы стали совершаться ежедневно. Богослужение совершалось на церковнославянском и латышском языках. К середине 30-х годов кафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Храм вновь стал духовным центром Риги.
В годы Второй мировой войны храм вновь постигло разорение, но в нем вновь возобновились богослужения. Собор продолжал быть духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды военного времени.
5 октября 1963 года распоряжением советской власти собор был вновь закрыт, уничтожено внутреннее убранство, росписи. В храме установлены межэтажные перекрытия и размещены светские учреждения, в подвале кафе, в здании Планетарий.
Только в 1991 году, почти через тридцать лет, было принято решение о возвращении храма верующим. Около пяти лет разбирались межэтажные перекрытия и проходили восстановительные работы в центральном приделе. Однако несмотря на тяжелейшие условия, духовная жизнь в храме была возобновлена уже 6 января 1992 года, когда Владыка Александр совершил в нем первое богослужение. За прошедшие годы в соборе Рождества Христова были проведены широкомасштабные реставрационные работы, но многое еще предстоит сделать. К настоящему времени расписаны своды храма, покрыты медью купола, сделана новая крыша, позолочен крест на центральном куполе. На средства благотворителей создан иконостас.

Художественный музей "Рижская биржа"

Художественный музей "Рижская биржа" находится в историческом центре Риги, на Домской площади. "Рижская биржа" - это музей созданный с учетом современных концепций создания музеев, открылся музей в 2011 году. Музей расположен в здании Рижской биржи, которое представляет собой архитектурный памятник государственного значения. Здание построено с 1852 по 1855 год в формах венецианского ренессансного палаццо, символизирующего достаток и изобилие. Здание создано по проекту петербургского архитектора немецкого происхождения Гаральда Юлиуса фон Боссе.
Сегодня на шести этажах Рижской биржи в здании разместились выставочные залы, различные экспозиции, Малая школа для детей, залы для семинаров и конференций, магазин сувениров и художественных каталогов и кафе. Новшеством являются также специально оборудованные зоны отдыха и современные технологии, в том числе аудиогиды для местных и иностранных посетителей.
На четвертом этаже представлена Картинная галерея, расположенная в Венецианском зале и зале Макарта, в виде классической экспозиции Западноевропейской живописи, которая по своему визуальному впечатлению близка к структуре и принципам расположения работ XIX века. Интерьер Картинной галереи гармонирует с голландским, фламандским, немецким, французским и итальянским искусством.
На третьем этаже Восточная галерея разместила коллекцию искусства Дальнего и Ближнего Востока. Широко представлено традиционное искусство Японии, Китая, Индии и Индонезии. В сейфе Восточной галереи представлена излюбленная экспозиция искусства Древнего Египта, в том числе единственная в Латвии египетская мумия в деревянном саркофаге.
Залы первого этажа после реконструкции стали современно оборудованными выставочными холлами, в которых регулярно проводятся выставки международного уровня.

Этнографический музей

Латвийский этнографический музей под открытым небом - ежегодно его посещают около 150 000 тысяч человек. Он расположен в живописнейшем месте: в среди соснового леса, на берегу озера Югла. Занимаемая площадь – 87 Га. Ввиду своих грандиозных размеров, находится на самой границе Риги и области, но пусть Вас это не пугает – дорога из центра города занимает не более получаса (в самом конце ул.Бривибас).
Уникальность экспозиции заключается в том, что музей был основан в 1924 году, когда из всех земель Латвии собирали аутентичные деревенские постройки, характерные для каждого региона государства: Видземе, Курземе, Латгале и Земгале. Музеи в других странах, с похожей тематикой создавались значительно позже, когда цивилизация уже успела войти в повседневную жизнь коренного населения. На данный момент представлено более 120 различных экспонатов: от классических амбаров и ветряной мельницы, до действующей церкви (службы проходят по субботам в 10 утра), имеется дом русских староверов.
Насладитесь неспешной прогулкой от одного хутора, к другому. Познакомьтесь с простым бытом крестьян, ведь его не воссоздавали заново, а бережно перенесли из той эпохи в наши дни. Тут же работают ремесленники: кузнецы, ткачи, плотники. Понаблюдайте за их трудом по старинным технологиям, с использованием инструментов и приспособлений того времени. Мастера непременно предложат Вам попробовать сделать что-нибудь с ними вместе. Обратите внимание на самый большой амбар - в его помещениях постоянно действуют выставки. Их экспозиция меняется каждый сезон. Есть на территории и большая детская площадка, летом можно прокатиться на лошадях, а зимой, с ветерком на санях. Круглый год в музее проводят национальные праздники: сбора урожая, смены времен года, Лиго. Каждый июнь, на протяжении пятидесяти лет, здесь проводится огромная ярмарка, посетить которую стоит обязательно.
Ехать сюда на пару часов нет никакого смысла. Если Вы хотите провести целый день в окружении природы на берегу живописного озера, в тишине, наслаждаясь прогулкой на свежем воздухе, то Латвийский этнографический музей под отрытым небом, именно то самое место. Не беспокойтесь о питании: около центрально входа работает кафе специализирующееся на блюдах Латвийской кухни, жаль, но в зимний период оно функционирует только по выходным. Там же есть магазин сувениров, большая часть из которых создана умельцами в традиционно стиле: изделия из серебра, украшения из янтаря, поделки из дерева, изделия из шерсти – всего не перечислить.

Моторный музей

Мотор-музей в Риге - один из крупнейших и уникальных авто-музеев на всем постсоветском пространстве, тут собраны самые разные раритетные автомобили и мотоциклы начала 20 века.
Музей расположен в рижском спальном районе Межциемс, рядом с гоночной трассой в Бикерниекском лесу.
Фасад здания похож на маску радиатора "роллс-ройса" начала прошлого века. Сперва невольно сбавляешь шаг, озадаченный этим несколько неожиданным обстоятельством, потом пожимаешь плечами и идешь дальше: а чему, собственно, тут удивляться? Ведь здание изначально проектировалось и строилось как музей, причём не просто музей, а музей старинных автомобилей.
Когда-то Рига была Меккой любителей авто-мотостарины. Такого количества слетов и такого количества участников не знал, пожалуй, ни один другой город в Советском Союзе. А рижский "Latvijas PSR Antiko Automobilu Klubs" (AAK) - Клуб антикварных автомобилей Латвийской ССР - был известен не только в Союзе, братских Польше, Чехословакии, ГДР, Венгрии, но и в полудружественной Финляндии, и в совсем не дружественных в то время ФРГ, Голландии, Дании и т.д.
Когда 21 июля 1972 года была зарегистрирована первая в Латвии общественная организация, занимающаяся реставрацией старинных автомобилей и мотоциклов, так далеко никто ещё не заглядывал. В клубе состояло два десятка человек и немногим более двадцати "староходов". Инициаторами создания ААК стали В. Кулбергс (первый председатель Клуба), Э. Жвигулис, А. Гайле, Ю. Гагайнис и другие.
Целью ААК организаторы провозгласили популяризацию истории авто - и мототехники, объединение энтузиастов старинных транспортных средств для сотрудничества и совместной работы, поиск, приобретение и реставрацию интереснейших экземпляров техники, и, прежде всего, изготовленных в республике и стране.
Поскольку в начале XX столетия Рига была колыбелью автомобилестроения России - именно здесь располагался некогда Русско-балтийский вагонный завод, первый и единственный завод в царской России, выпускавший автомобили, - члены клуба мечтали создать в Риге первый в СССР музей истории техники и транспорта. С этой целью были начаты поиски староходов в Латвии, Эстонии и Литве.
Одной из наиболее удачных находок стал изготовленный в 1912 году на Русско-Балтийском вагонном заводе пожарный автомобиль "Руссо-Балт". Его останки были найдены членами клуба в одном из местечек недалеко от Риги в 1976 году, а через два года автомобиль был восстановлен, практически, до оригинального состояния и передан на хранение в рижский музей пожарной техники, поскольку своего помещения у Клуба в тот время не было.
В том же 1976 году удалось чудом спасти от уничтожения уникальный немецкий 16-ти цилиндровый гоночный автомобиль "Auto-Union С", который сегодня является единственным уцелевшим в мире экземпляром: буквально через неделю на московском заводе "ЗИЛ" его собирались разрезать на металлолом во время очередного коммунистического субботника по очистке территории. Автомобиль, сконструированный и построенный специально для гонок на горных трассах, ещё и сегодня удивляет своей прогрессивной конструкцией и техническими показателями; когда-то он мог развить скорость до 340 км/час.
Начиная с 1973 года, ААК организовал более десяти слетов старинных транспортных средств. Самыми крупными из них были "Ретроавто-86" (более 120 староходов), на котором статуэтки с фигурой богини победы Ники - специальный приз за лучшее выполнение реставрационных работ - получили рижане А. Роде ("Horch 853", модель 1935 года) и Г. Адамсон (гоночный автомобиль BMW 328 "Mille Miglia" - уникальная модель 1940 г.) и Международный слет "Рига-88" (более 140 единиц старинной техники из Прибалтики, Белоруссии, Москвы, Ленинграда и ряда зарубежных стран), проведённый в 1988 году.
С 1978 по 1981 год ААК организовал три долговременных выставки староходов в Риге и Юрмале, также регулярно клуб организовывал в республике ретро-ралли старинных машин. Члены клуба участвовали в аналогичных мероприятиях в Чехословакии, Польше, ГДР. В 1986 году несколько машин ААК отправились в "дальнее зарубежье" - в финский город Пори отбыл мотоцикл "Россiя" велосипедной фирмы Лейтнера, изготовленный в Риге в начале века, шестиместный лимузин высшего класса выпуска 1949 года "ЗИС-115С" и упоминавшийся уже "горный" "Auto-Union".
Латвийский ААК был, пожалуй, крупнейшей в Советском Союзе общественной организацией, занимающейся вопросами поиска, реставрации и сохранения авто-мотостарины. В лучшие времена ряды ААК насчитывали 310 членов и 107 кандидатов. В собственности членов клуба находились 153 старинных автомобиля, 156 мотоциклов и более 100 велосипедов, кандидаты владели ещё 61 ретро-автомобилем, более чем 40 мотоциклами и 3 велосипедами. Если к этому числу прибавить около 40 уникальных староходов, находившихся в общественной коллекции клуба, то мы получим гигантскую для стран бывшего СССР цифру в более чем 550 единиц старинной техники.
Активная деятельность клуба, которая в основном осуществлялась на общественных началах, вызвала широкий интерес публики и поддержку со стороны тогдашнего правительства Латвии. В 1986 году на окраине Риги, в районе Межциемс, рядом с авто-мотогоночноным спортивным комплексом было начато строительство "Центра технического творчества, выставок и отдыха (ЦТТВиО) "Межциемс"". Предполагалось, что в новом центре будут созданы должные условия для качественной и рациональной работы по реставрации староходов, в выставочном зале площадью в 2500 м2 , будет экспонирована коллекция автомобилей, мотоциклов и велосипедов ААК. Чтобы приблизить день открытия Центра "Межциемс" члены ААК и энтузиасты активно участвовали в субботниках, помогая строителям в уборке территории и на других подсобных работах.
С падением СССР ААК своё существование не прекратил. Правда, в начале 1990-х наблюдалось некоторое затишье, но время-то было какое!
Среди экспонатов Рижского Моторного музея есть немало действительно уникальных экземпляров. Например, единственная пожарная машина, которая была изготовлена на Русско-Балтийском вагонном заводе. Этот транспорт делали на заказ. Кстати, была найдена в доме одного из огнеборцев в разобранном состоянии, а потом полностью восстановлена.
Еще один экспонат, который заслуживает внимания,- это «Деревянный Москвич». Он действительно полностью сделан из древесины. Таких машин всего в мире три. Один в Риге, и еще два находятся в Москве. Есть в музее и Rolls-Royce самого Брежнева. В 1980 году генеральный секретарь ЦК КПСС попал на нем в аварию, и машину списали. Сотрудники музея решили не восстанавливать раритет, и оставили его в «помятом» виде, так как это представляет определенную историческую ценность.

Домский собор

Если вам посчастливится побывать в Риге, ваше внимание непременно привлечет самый узнаваемый символ латвийской столицы – Рижский Домский собор (Rigas Doms).
Крупнейший кафедральный собор Прибалтики, Домский собор – один из ведущих духовных и культурных центров Латвии. Собор является главным храмом Евангелическо-Лютеранской церкви; здесь проходят концерты органной и духовной музыки. Он находится в самом сердце Риги – на Домской площади. Архитектурный ансамбль собора включает также Крестовую галерею и Домский монастырь, на территории которого расположен старейший городской музей – Музей истории Риги и мореходства. Удивительно, но факт: Домский собор расположен ниже уровня земли. Если раньше в собор поднимались по ступеням, то сейчас, чтобы подойти к северному порталу здания, нужно спуститься по 16 ступеням вниз. Такая метаморфоза вызвана борьбой горожан с разливами Даугавы – ежегодно они подсыпали гравий на улицы города, и собор «опускался» все ниже. Название собору дали два латинских выражения – Domus Dei (Дом Бога) и сокращенный вариант D.O.M. от Deo Optimo Maximo (Всеблагому Величайшему Богу).
История создания собора
Строительство собора началось 8 столетий назад, в 1211 году, по указанию рижского епископа Альберта (Альбрехта фон Буксхевдена). Храм должен был символизировать успехи в завоевании Ливонии.
Торжественная церемония закладки собора в честь Святой Марии на месте сгоревшего рыбацкого поселка ливов состоялась 25 июля, в день святого Якоба. Здание возводилось местными строителями под руководством приглашенных немецких и голландских мастеров. Главный священник не жалел средств и лично контролировал ход строительства. Однако строительство растянулось на долгие десятилетия.
Основатель Риги, епископ Альберт, умерший в 1229 г., был похоронен в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Могила Альберта не найдена до сих пор. В связи с этим существует легенда о подземном ходе из алтаря собора, ведущем в подземелье с несметными сокровищами. План подземелий и ключ от хода находятся в Ватикане.
Претерпев значительные изменения первоначального плана, собор в целом был достроен к 1270 году. Внутреннее убранство храма было уничтожено после периода Реформации и пожара 1547 г. В этом же году была построена башня собора. Спустя полвека ее надстроили и воздвигли деревянный шпиль, переживший 4 удара молнии и простоявший до 1766 г. Примерно 200 лет назад, в конце XVIII века, собор обрел свой нынешний вид. После очередной перестройки башни в 1776 г. над ней был выстроен небольшой куполообразный шпиль в стиле барокко, увенчанный петушком. Уникальность петушка заключалась в том, что одна его сторона имела золотой цвет, а другая – черный. По этой фигуре предсказывали ветер и успех торговли. Специалисты же объясняют почернение петушка влиянием влажного морского климата. Сегодня переживший две мировые войны петушок хранится в Крестовой галерее.
Благодаря многократным перестройкам в облике Домского собора органично сплелись элементы различных архитектурных стилей – романского, раннеготического, барокко, ренессанса и модерна (югендстиля).
Интерьер собора
Современный интерьер Домского собора в основном был создан в последней четверти XIX века, в период возрождения храма. Скромное внутреннее убранство храма выполнено в готическом стиле. Никого не оставляют равнодушным великолепные витражи в готических окнах здания. Эти картины из кусочков цветного стекла, созданные руками талантливых мастеров более ста лет назад, воссоздают сцены закладки первого камня собора, встречи шведского короля, провозглашения свободы вероисповедания в 1525 г. Часть витражей была утрачена в период Второй мировой войны.
От эпохи средневековья в соборе сохранилась резьба по дереву: две скамьи украшают картины «Адам и Ева в раю» и «Святая Мария», резная кафедра в стиле барокко середины XVII века. Северный вход собора украшает «Райский портал» с живописным изображением коронования Марии.
Орган собора
Настоящая гордость и подлинное украшение Домского собора в Риге – его орган, ставший своеобразной музыкальной эмблемой Латвии. Домский орган – один из наиболее ценных исторических инструментов в мире. На момент создания он являлся крупнейшим в мире, а сегодня входит в число самых крупных органов Европы.
Первый орган был построен в 1603 г., прослужив почти три столетия. В 1883-1884 году немецкие мастера из Людвигсбурга изготовили и установили новый орган, звучание которого можно слышать и сегодня. Его размеры не могут не впечатлять: ширина инструмента составляет 11 м, а высота сопоставима с девятиэтажным домом (25 м). В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м. Уникальную художественную ценность имеет проспект – многоярусное обрамление центральной части органа. Он выполнен в стиле раннего барокко (маньеризма) и относится к 1599-1601 гг. Фигуры ангелов, причудливых животных и цветочные гирлянды с помощью филигранной резьбы сплелись в единый потрясающий узор.
Как и сам храм, орган неоднократно перестраивался и реставрировался. В начале XX века был снесен нижний балкон, а трубы с него перенесены на самый верх инструмента. В 1962 г. был заново создан ряд труб, утраченных в годы Второй мировой войны. В 1980-х гг. голландские специалисты провели реставрацию органа, вернув два балкона с установленными на них пультами управления. В настоящее время проводится реставрация проспекта, и внутри собора стоят леса.
Отличительные черты органа – многокрасочность и насыщенность звучания, ведь он способен передать звучание любого музыкального инструмента, звук ветра и волн. Прекрасная акустика Домского собора позволяет слушателям насладиться неповторимой красотой звучания этого удивительного инструмента.
Современное состояние собора
Сегодня жемчужина Риги находится под угрозой разрушения. Собор входит в список 100 мировых памятников, находящихся на грани исчезновения. Виной такого состояния – изношенность конструкций за 800 лет существования собора, нарушения технологии при проведении реставрационных работ. Здание постепенно оседает, башня собора отклонена от вертикали на 63 см. Из-за деформации башни с нее были сняты колокола. Сейчас Домский собор стоит в строительных лесах: с 2011 года началась масштабная реставрация всего архитектурного комплекса, рассчитанная на 10 лет.

Дом Черноголовых

Дом Черноголовых – это одно из самых красивых зданий в Риге, расположенное в самом центре города, на Ратушной площади. Дом Черноголовых является памятником архитектуры XIV века, он был построен в 1334 году.
Великолепное здание было разрушено во время Второй мировой войны и сейчас на Ратушной площади мы видим строение, воссозданное к 800-летию Риги в 2001 году.
Братство Черноголовых – это объединение холостых иноземных купцов, выбравших своим покровителем христианского мученика Святого Маврикия, чернокожего римского полководца, который был родом из Африки. Символом организации была его чёрная голова, которая изображалась на знамени и на гербе объединения.
В братство Черноголовых входили молодые и горячие неженатые парни. Общество занималось торговлей с другими странами и было самой богатой и влиятельной торговой организацией из всех существующих в Риге. Ее члены пользовались любовью и уважением населения, поскольку во время воин и осад они первыми становились на защиту города, а кроме того члены братства были сторонниками реформации. Одевались они в черные фраки и черные штиблеты, носили свернутую треуголку подмышкой и шпагу в стальной оправе при бедре.
История
Первоначально строение принадлежало Большой купеческой гильдии - зажиточным и женатым купцам, ведущим оседлый образ жизни, а общество Черноголовых брало здание в аренду. Днем члены братства работали и проводили деловые встречи, а вечером отдыхали - проводили вечеринки и маскарады, выставки и турниры, а также самые разные развлекательные мероприятия. В XVII веке здание стало полностью принадлежать братству.
Строение имело самый лучший в городе зал с прекрасной акустикой, в котором часто выступали знаменитые музыканты. Нередко сюда приезжали русские цари и царицы: Екатерина II побывала здесь три раза, даря каждый раз на память свой портрет, бывал здесь и Петр Первый. Зал украшали парадные портреты русских и шведских монархов.
В 1895 году общество прекратило свою деятельность как сословная корпорация и было преобразовано в немецкий купеческий клуб, который в 1939 году был расформирован после репатриации этнических немцев.
Во время Второй Мировой войны в результате обстрела строение было разрушено. В 1948 году принимается решение разобрать стоявшее в руинах здание. После получения независимости Латвии площадь стала называться Ратушной и в 1999-2000 годах памятник архитектуры был восстановлен.
Архитектура
Размеры современного здания составляет около 17 на 25 метров и совпадают с размерами старинной постройки. Центральной частью здания был зал, под которым находилось несколько помещений. Имелся также подвальный этаж и чердак, служивший складским помещением. Здание неоднократно перестраивалось, а последние изменения были выполнены в конце XIX века.
На фасаде здания можно увидеть надпись, смысл которой - «Если меня разрушат, я восстану вновь». Выше размещены четыре аллегорические скульптуры. По атрибутам в руках статуй, можно узнать образы Нептуна и Единодушия, Мира и Меркурия. Скульптуры указывают, что торговля и экономика могут процветать и развиваться только в условиях мира и единодушия, а Братство Черноголовых является организацией открытой для бизнеса.

Старая Гертрудинская церковь

Роскошное здание старой церкви Св. Гертруды, построенное в стиле эклектики и неоготики, - один из редких исторических храмов, которые расположены за пределами Вецриги. В свое время она обозначала границу города – в старину за церковью были лишь хижины, луга, леса и дороги. Сегодня Старая Гертрудинская церковь принадлежит евангелическо-лютеранской конфессии, здесь собираются прихожане и проходят концерты.
В средние века в честь покровительницы путешественников Святой Гертруды (626-659 гг.) называли церкви, которые находились за городскими оборонительными валами. Старая Гертрудинская церковь также когда-то стояла за крепостной стеной, в предместье Риги. Впервые церковь упоминается в начале 15-го века в связи с борьбой рижского архиепископа и ордена крестоносцев за власть в городе, когда архиепископ, пытаясь надавить на городскую Ратушу, объявил Риге католическое проклятие и приказал прибить его к дверям церкви Св. Гертруды. Проклятие архиепископ снял в 1477 году, и в честь этого события на алтаре церкви был помещен священный сосуд с елеем, который затем пронесли через весь город. Во время войн и неоднократных смен власти в Риге церковь значительно пострадала – за все время своего существования она разрушалась и восстанавливалась семь раз. В нынешнем виде церковь существует с 1894 года, когда закончилась очередная ее перестройка и был воздвигнут крест на башне. С 1767 по 1769 год адъюнктом священника Гертрудинской церкви был Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – известный немецкий просветитель, в честь которого названа одна из площадей Вецриги. 17 мая 1769 года он произнес в церкви свою прощальную речь, которая вошла в собрание его трудов. В начале 20-го века недалеко от Старой Гертрудинской церкви лютеранская община построила новую церковь Св. Гертруды, которая является одной из последних в Риге построек в стиле эклектизма. С той поры первая церковь называется Старой Гертрудинской. Старая Гертрудинская церковь считается образцом архитектуры эклектизма, дополненным неоготическим формами – порталам, карнизами, оригинальным декором башен.

Площадь Ливов

Площадь Ливов! Что о ней можно сказать? Площадь расположена в историческом центре Риги, старом городе и по сравнению с остальными площадями и архитектурной застройкой старого города, является сравнительно новой площадью. Она была образована только в 1950-м году 20-го века, на месте сноса части городской постройки, которая была разрушена во время Второй мировой войны.
Своё настоящее название площадь Ливов/Livu laukums получила лишь в 2000-м году. До этого момента площадь официально называлась Сквером у филармонии. Называлась она так, поскольку стоящее на площади здание Большой гильдии ещё с 1941 года занимал концертный зал Латвийской филармонии.
На площади сохранился комплекс жилых зданий 17-го века. Этот комплекс зданий является нашим самым любимым архитектурным ансамблем во всей Риги. Домики очаровательны до такой степени, что не устаешь любоваться ими.
На площади Ливов разбиты дорожки, оборудованы места для отдыха, а самым привлекательным является, пожалуй, газон выполненный в декоративном стиле волн. Такой стиль газона выбран не случайно, по задумке он имитирует волнистую поверхность некогда протекавшей здесь реки.
В летний период на площади Ливов работают кафе под открытым небом, по вечерам играет живая музыка, а вокруг расположены рестораны и клубы. На площади всегда оживленно.
Раз уж упомянули о Гильдии, то, расскажем, обо всех интересных местах площади Ливов. Так в пределах площади находятся три её основные достопримечательности, являющиеся также значимыми и обширно известными местами в Риге. Это здания Большой и Малой гильдий, всем известный Кошкин дом, с которым связана интересная легенда и Рижский русский театр.
Большая и Малая гильдии
Большая и Малая гильдии составляют комплекс из двух рядом стоящих зданий, пройти мимо и не заметить их просто невозможно. Внутри каждого здания гильдий богато отделанный интерьер.
Самым привлекательным и сразу бросающимся в глаза строением из двух гильдий является Малая гильдия. Оно расположено по адресу: улица Амату (Ремесленная), 5. Первоначально Большая и Малая гильдии были единой городской гильдии Святого Креста и Троицы. Эта гильдия являлась самой первой рижской гильдией, основанной в 1126 году и объединявшей в себе всех горожан немецкой национальности. Однако в середине 14-го века из-за частых распрей гильдия раскололась на две независимые организации - Гильдию Святой Марии (Большая гильдия), она объединяла всех купцов, и гильдию Святого Иоанна Крестителя (Малая гильдия), членами которой были ремесленники.
Так самое первое здание гильдии перешло во владение членов Малой гильдии, а для Большой гильдии было построено новое большое строение, расположенное на противоположной стороне улицы от Малой гильдии.
Известно, что первое здание будущей Малой гильдии примыкало своей тыльной стороной к части городской крепостной стены. Точная дата строительства Малой гильдии неизвестна и по сей день, но вероятнее всего, её строительство было начато не позже 1210 года. За время своего существования здание Малой гильдии не раз реконструировалось и перестраивалось. Настоящее здание датируется серединой девятнадцатого века постройки, примерно 1864-1866 годов.
Большая гильдия, как рассказывали ранее, представляла собой купеческую организацию, образованную в 1354 году. Первоначальное здание Большой гильдии до наших дней практически не сохранилось. В настоящее время можно видеть всего один фрагмент каменной стены первого строения, расположенного в подвальных помещениях современного строения. Современное здание было построено в 1854-1857 годах.
Современное здание Большой гильдии в Риге располагается по адресу: улица Амату, 6.
Кошкин дом
Или как он ещё известен, Дом с черными котами или просто Дом с кошками. Кому как угодно. Итак, Кошкин дом/Kaku nams, это здание, расположенное на площади Ливов и в настоящее время, являющееся самым легендарным строением во всем Старом городе Риги. Да что там старом городе, пожалуй, во всей Риге. Увидеть своими глазами столь знаменитое строение советуем всем и всенепременно.
Дом с котами был построен в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна. В самом здании ничего примечательного и нет. Красивое, пятиэтажное строение желтого цвета закругленное с центральной стороны, имеет привлекательные карнизы, арочные окна и резные балконы. Так бы этот дом и остался незамеченным, если ни одно но… Вон видите на самом верху здания флюгер в виде черного кота. Да, именно поэтому это строение называют домом с черными котами, хотя кот там сейчас всего один и тот не настоящий. С этим черным котом связана одна интересная история.
Так один богатый домовладелец Блюмер (Плуме), очень хотел стать членом рижской Большой гильдии, но ему всё время отказывали в членстве. После нескольких отказов он очень осерчал, и решил устроить акт возмездия. Заказал скульптурные изображения чёрных котов с выгнутыми спинами и поднятыми вверх хвостами так, чтобы были видны попки. Поместил их на остроконечных башенках своего доходного дома, расположенного прямо напротив здания Большой гильдии, да так, что коты эти были повернуты хвостами в сторону окон рабочего кабинета старейшины Большой гильдии. Старейшине данная выходка очень досаждала и против Блюмера был затеян судебный процесс. Однако юридическими мерами не удавалось добиться от Блюмера того, чтобы котов развернули мордами к гильдии. Суд вынес следующее решение: коты, это существа, гуляющие сами по себе, они свободные животные и как хотят, так и сидят. С Блюмером пришлось заключить мирное соглашение, его, в конце концов приняли в гильдию, а коты были развернуты правильным ракурсом к Большой гильдии.
В настоящее время на первом этаже дома с черными котами находится ресторан, который так и называется «Ресторан в доме с черными котами» (melna kaka majas restorans). Адрес ресторана: улица Мейстару 10/12, Старая Рига, Латвия.
Рижский русский театр
Рижский русский театр имени Михаила Чехова является третьим и последним знаменитым строением площади Ливов. Расположен театр в самом центре площади Ливов по адресу: улица Калькю, 16. Театр был открыт в 1883 году. В настоящее время является старейшим русский драматический театр за пределами России. В репертуар рижского русского театра (РРТ) входит русская и мировая классика, а также пьесы молодых современных авторов. На Большой и Малой сценах играют спектакли всех жанров, включая детские и музыкальные представления. Театр часто ездит на гастроли и принимает участие в различных фестивалях. Вот такой вот интересный и столь разнообразный облик носит современная площадь Ливов, находящаяся в самом сердце Старого города Риги.

Дворец Петра I

Российский Император Петр I, по свидетельству историков, девять раз бывал в столице Лифляндии. Иногда проездом, а, зачастую, подолгу задерживался, решая важные государственные дела, проводя военные маневры, принимая послов и важных гостей. Дворец, принадлежавший некогда первому российскому императору, находится в самом центре Старой Риги на углу улиц Паласта и Яуниела (Новая).
История этого дома такова. После взятия Риги российскими войсками под командованием фельдмаршала Шереметева, рижский магистрат в 1711 году решил подарить Петру этот дом, ранее принадлежавший богатому купцу Хенненбергу, умершему от чумы. Император с благодарностью принял дар, да еще прикупил два дома по соседству, велев приступить к устройству капитальной резиденции. Уже через год, к следующему приезду в Ригу Петра Алесеевича, появился дворец, который стали именовать «Городским Зимним царским дворцом».
Нынешний вид дворец обрел уже после смерти Петра, в результате перестройки по проекту архитектора Васильева, работавшего под руководством Бартоломео Растрелли. При реорганизации здания, фасад, обращенный к улице Паласта, акцентировали ризалитом, увенчанным фронтоном, опирающимся на шесть пилястров. Дворец претерпел изменения и в XIX веке, в результате надстроек он потерял свою грациозность. По воле Петра в «Зимнем дворце» на уровне второго этажа, на террасе был создан висячий сад. Сам царь заботился о нем, высадил голландские каштаны. Благодаря этому саду, можно было выйти из дворца прямо на крепостной вал, который был не только укреплением, но и любимым местом прогулок рижан.
Во время своего визита в Ригу во дворце Петра останавливалась императрица Екатерина Великая. Она же ночевала здесь, еще, будучи принцессой Ангальт-Цербстской, когда ехала из Германии в Санкт-Петербург.
С 1785 года здание дворца стали использовать не как царскую резиденцию, а для нужд суда. С 1805 года в здании располагалась коммерческая школа. После того, как в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века в Риге были снесены городские укрепления, дворец был перестроен, в частности, здесь надстроили третий этаж. В последней четверти девятнадцатого столетия его продали в частные руки. Были проведены новые перестройки этого здания по проектам известных рижских архитекторов И.Д.Фелско, Я.Бауманиса и ряда других. Менялся фасад, расширялись окна, была повышена внешняя стена висячего сада.
В советское время во дворце размещалась военная прокуратура. Часть здания находилась на балансе музея истории Риги. Вскоре после восстановления независимости Латвии премьер-министр И. Годманис подписал распоряжение о передаче дворца общественной организации - Русской общине Латвии. Однако, когда военная прокуратура освободила помещения, дом сдали лишь в аренду Русскому культурному центру. Через несколько лет здание было продано с аукциона фирме «Merks». После очередной реконструкции его перестроили в жилой дом, в котором стали продавать и сдавать в аренду эксклюзивные квартиры.
В 2007 году по инициативе жильцов на стене дворца Петра была установлена памятная доска. Она выполнена с элементами стиля барокко, на ней барельеф с изображением Петра Великого и надпись на латышском и русском языках: «В этом доме с 1712 года останавливался российский император Петр I».

Пороховая башня

В настоящее время по своему прямому назначению башня не используется, но она стала прибежищем для филиала Военного музея. Когда-то Пороховая башня и еще 24 постройки этого же типа были объединены в систему городского укрепления города. Существует предположение, что башню сначала построили четырехугольной формы, потом ее сделали полукруглой.
История
Первое упоминание о постройке датируется 1330 годом, тогда башня являлась главной защитой городских ворот. Первоначальное название сооружения было Песчаная башня, оно ей было дано из-за особенностей окружающей местности. Песчаные холмы, которые расстилались вокруг, постепенно исчезли, но название закрепилось на долгие годы. Строительство башни началось после завоевания Риги рыцарями ливонского ордена. Магистр Эберхардт фон Монгейм приказал укрепить оборону города, в результате чего на севере обороной городской линии была воздвигнута башня.
Так как она являлась стратегически важным пунктом обороны, то она много раз обустраивалась с целью улучшения. Поэтому сначала башню сделали шестиэтажной, а потом между пятым и шестым этажами сделали особую кладовую для ловли ядер. Название с Песчаной на Пороховую сменили примерно в период Шведско-польской войны (1621 года), когда башня была полностью разрушена, а потом восстановлена. Новое название неслучайно – во время осады города вокруг постройки вились клубы порохового дыма. После взятия Риги войсками Петра I башня оказалась заброшенной. За то время, пока Латвия входила в состав Российской империи, была проведена реконструкция города. В результате все элементы защитной системы, кроме Пороховой башни, были ликвидированы.
С 1892 года сооружение использовалось как студенческий развлекательный центр, это назначение оно выполняло вплоть до 1916 года. Здесь были оборудованы залы для фехтования, танцев и пивная. Капитальное обновление постройки было выполнено силами студентов Рижского политехникума. Затем здание было отдано музею Латышских стрелковых полков. После вступления Латвии в СССР в башне открылось Нахимовское военно-морское училище, а затем музей октябрьской революции. После возвращения независимости Латвии в 1991 году в башне расположилась экспозиция военного музея. Тот вид, в котором сооружение предстает перед современными туристами, появился в 17 веке. С этого времени высота башни составляет 26 м, диаметр – 19,8 м, толщина стен – 2,75 м. По неподтвержденным данным, под Пороховой башней находятся бункеры, обустроенные во время Второй Мировой войны, но засекреченные, из-за чего их до сих пор не нашли.

Собор Святого Иакова

Архитектурный силуэт Старой Риги невозможно представить без шпиля церкви Екаба. Именно так в просторечье называют главный католический храм Латвии – Собор святого Якова.
В облике этого красивейшего памятника кирпичного искусства гармонично сочетаются готические черты и элементы романтического стиля. 80-метровая башня, возведенная в конце 18 века, является единственной подлинной готической башней в городе. Она никогда не перестраивалась. Уникальным считался также алтарь храма, разобранный и перестроенный за ветхостью в 1902 году. Он был одним из самых ранних барочных алтарей.
Если снаружи архитектура постройки сравнительно однородна, то внутри налицо смешение стилей, как отголосков разных эпох. Церковь Екаба меньше двух других соборов – Домской церкви и собора св. Петра. Те строились для епископа и горожан. А собор св. Якова – для жителей предместья. На входе надпись: «Пою для Вечного и Милосердного Бога».
Храм сильно пострадал в годы Реформации и от прежнего убранства остались только часть росписи на хорах и деревянная скульптура Распятие Триумфа. Кафедра храма выполнена в стиле ампир из дерева редких пород.
История
Церковь построена в 1225 году за пределами городских фортификаций. В те времена нужно было подняться по ступеням, чтобы попасть внутрь. Сейчас же, наоборот, нужно спуститься. За восемь сотен лет город поднялся над землей на несколько метров. Виной всему – выходящая из берегов Даугава. Склоны укрепили и, таким образом, уровень города стал выше.
Легенда
Этот храм всегда оставался загадкой, а его Набатный колокол в былые времена считался одним из трех чудес Риги. Его называли колоколом грешников. Ведь именно он созывал горожан на площадь, когда там совершалась казнь над провинившимися. Существует легенда, что он звучал и тогда, когда рядом проходила женщина-блудница. Многие дамы называли его вралем и просили убрать. Когда началась Первая мировая, колокол, как культурную ценность, эвакуировали вглубь России.
Находится Собор на улице Клостера. Всего в нескольких минутах ходьбы расположены церковь Марии Магдалины, здание Сейма Латвии и Рижский замок – президентская резиденция. Это самый центр старой Риги. Узенькие мощеные улочки, причудливые старинные домики передают неповторимую романтическую атмосферу средневековья.

Copyright © 2018
All Rights Reserved
При копировании ссылка на этот сайт обязательна