Весёлые путешествия





Минск, Беларусь


Многие путешественники, приезжающие в Беларусь, начинают свое знакомство со страной именно с ее столицы. Минск — это чистый, аккуратный и спокойный город. Город тихих уютных парков и широких проспектов.
Возможно, все здесь вам покажется родным и знакомым, пробудит воспоминания о советском детстве, но это всего лишь одна из сторон. Здесь достаточно мест, которые способны вас удивить, стоит только копнуть глубже и свернуть с избитых маршрутов.
В городе мирно живут представители разных культур и национальностей. Минчане интересуются культурой других народов, их верованиями и обычаями. Это делает столицу Беларуси одним из самых гостеприимных городов Европы, жители которого всегда рады туристам.

Климат и погода

Климат в Минске умеренно-континентальный. На него оказывает значительное влияние атлантический морской воздух. Зима отличается относительно мягкой, неустойчивой погодой и частыми оттепелями, среднесуточная температура в самом холодном месяце январе –7 °С. Непродолжительное время можно ожидать температуру ниже –25 °С.
Лето теплое, но не жаркое, с частыми осадками. Средняя температура в июле составляет +18 °С. Весной обычно много солнца и света, но заморозки могут затянуться до середины мая. Осенью часто идут дожди.
Для Минска характерна высокая влажность, особенно зимой, — около 80–90 %. Ветры преимущественно западных направлений, со средней скоростью 4,3 м/с.
Пасмурное небо нависает над городом большую часть года, особенно в период с ноября по январь. В течение теплого времени года (март — октябрь) преимущественно стоят дни с переменной облачностью.

История

Город Минск появился около 900 лет назад у слияния рек Свислочи и Неминги. В летописях он также назывался как Менеск, Менск. Происхождение этого названия имеет несколько версий, одна из которых связана с былинным богатырем Менеском.
Краткая история создания Минска может начинается с первого упоминания в летописях о Минске, относящееся к 1067 году: на реке Немиге произошла битва, которая описывается также и в «Слове о полку Игореве», в результате которой Минск был разгромлен, а жители взяты в плен. Междоусобные княжеские войны неоднократно стирали с лица земли Минск, но он, как птица Феникс, возрождался.
Вплоть до XIII века город был предметом спора удельных князей. В начале XIVвека Минское княжество вошло в состав Великого княжества Литовского, а в 1569 году в его составе объединилось с Польским королевством, образовав федеративное государство Речь Посполитую.
На несколько веков Минские земли получили мирную передышку. Минск активно рос и развивался и к середине XVII века стал важным экономическим и культурным центром Речи Посполитой. Постепенно православие уступает место католицизму, белорусское дворянство смешивается с польским.
Русско-Польская война 1654-1667 годов нарушила многовековой мир, в результате Минск был, в очередной раз, полностью разрушен. В результате Северной войны город был захвачен в 1708 году шведами, а затем, в 1709 году взят русскими войсками. Разрушения сказались и на экономике, наступил период экономического упадка, город перестал быть значимым в Речи Посполитой.
С 1793 года, в результате раздела Речи Посполитой, Минск вошел в состав Российской империи как столица Минской губернии. Начался новый этап развития: выросла численность населения, отстраивался город, улицы замощены булыжником, открылся первый общественный парк, библиотека, театр, вышла первая печатная газета, началось строительство двух- и трехэтажных домов, дома строились только каменные. Через Минск прошла железная дорога Москва-Варшава, которая дала новый толчок развитию города. Появился водопровод, телефон, электростанция. В городе насчитывалось 23 учебных заведения. В 1912 году население Минска составляло уже 100 000 человек (против 3 000 человек в 1709 году).
В 1919 году была образована Советская Социалистическая Республика Белоруссия, столицей которой являлся Минск. До начала Великой Отечественной войны Минск активно развивается: наука, образование, промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Минск становится важным экономическим центром страны.
За время войны 1941-1945 годов Минск был почти полностью разрушен. После окончания войны город был восстановлен в кратчайшие сроки. Минск снова стал экономическим и культурным центром. и стал еще прекрасней!
И сегодня Минск является крупным современным развитым городом, служащим украшением и гордостью Белоруссии.

Достопримечательности

Троицкое Предместье

В историческом центре Минска находится комплекс Троицкое Предместье. Это архитектурно-культурный заповедник, подобные которому есть во многих городах Европы. Но не многие города континента могут в своей древности сравниться с Минском — первые поселения людей на том месте, где сейчас «Троицкое Предместье», существовали ещё в 12-м веке.
В 10-м веке на этом месте стоял деревянный монастырь, который не сохранился до наших дней. А потом здесь долгие столетия был городской рынок, на котором проводились ярмарки. В начале 19-го века многие деревянные здания здесь сгорели, и в Минске было принято решение переходить на каменную архитектуру. Несмотря на изменение облика Минска в 30-60-х годах двадцатого столетия, этот район практически полностью сохранил атмосферу 19-го века. Каждое здание здесь является историко-архитектурной ценностью. Во многих домах есть кафе, сувенирные магазины, музеи.
Самым большим зданием на территории квартала является здание театра Оперы и балета, вокруг которого расположен сквер. В этом же квартале есть музей театрального искусства, и два литературных музея. Проводится немало выставок в художественных галереях. Интересные выставки также можно увидеть в Доме природы. Здесь можно полюбоваться набережной реки Свислочь, крытыми черепицей крышами, разноцветными домами среди изобилия зелени.
В этом районе не так давно прошла реконструкция, которая украсила старинные здания динамичной подсветкой. Тем, у кого проснулся аппетит после прогулок по старому Минску, стоит посетить единственный в столице ресторан на воде. Район архитектурного заповедника Троицкое Предместье расположен не так далеко от Верхнего города Минска, который считается историческим центром города.

Городская ратуша

Минская ратуша - памятник архитектуры XVI-XIX века. Городская ратуша является одной из самых ярких достопримечательностей Минска. Она находится на площади Свободы, по соседству с Кафедральным собором Пресвятой Девы Марии с одной стороны и Свято-Духовым кафедральным собором с другой. Первоначальная ратуша была деревянной, в конце XVII века перестраивалась в камне. Путешественники и ученые разных стран, посещавшие Минск в ХVIII – ХIХ вв., отмечали красоту и своеобразие его главной площади.
Здание ратуши возвышается в центре площади. Ратуша – символ городского самоуправления. В переводе с немецкого означает «дом собраний». В 1857 году здание ратуши по указу царских властей было уничтожено. У минчан образ ратуши ассоциируется с фактом обретения независимости. Раньше здесь заседал магистрат, а теперь проводятся все самые важные городские административные мероприятия. На втором этаже находятся залы для совещаний, на первом - выставочные залы музеев Минска. В главном экспозиционном зале под стеклянным колпаком находится макет исторического центра Минска начала XIX в. У ратуши традиционно проходит открытие Дня Города и выступления музыкальных коллективов.
История
История ратуши неразрывно связан с магдебургским правом, которое жаловал Минску 14 марта 1499 г. Великий князь Литовский Александр (1461-1506). Магдебургское право, возникшее в XIII веке в городе Магдебурге (отсюда и название), было направлено на регулирование положения и деятельности горожан в условиях феодального общества. Это право давало возможность создать магистрат – собственный распорядительный, судебный и исполнительный орган самоуправления, который ведал всей жизнью Минска. Главной магистрата великий князь назначал войта из числа крупных феодалов. Войт назначал или утверждал коллегию радцев 15-20 человек, которых избирали горожане.
Магдебургское право избавляла жителей города от судей и власти воевод, от феодальных повинностей, от старост и других государственных лиц. В городе утверждались городской герб и знамя. Благодаря этому праву, магистрат Минска отстаивал город от феодальной администрации замка, произвола феодалов, противостоял росту частновладельческих юридик, войта. В тексте грамоты на магдебургское право было предложено построить в Минске ратушу для заседания магистрата с хлебными ларьками, постригальной камерой и лавками. Магдебургское право отменили в 1795 году, а в 1870 году положение в городе упразднило и сам магистрат.
Самое первое здание ратуши было построено из дерева в первой половине XYI века, но точное его местоположение неизвестно, т.к. археологи не нашли никаких его остатков. В 1582 году было построено новое, каменное здание ратуши, которое возвели в сквере посреди площади Свободы. В 1640 году во время пожара ратуша сильно пострадала. Ее вновь отстроили, и она приобрела выразительный архитектурный облик.
В конце XYIII века по проекту губернского архитектора Крамера здание обрело черты классицизма. Автор проекта полностью сохранил конструктивную основу старого здания, добавив портики с балконами, поэтому строительные работы завершились в 1797 году. На плане города 1793 г. ратуша изображена как 2-этажное сооружение с выступающей башней главного фасада, которую венчал сложный по форме купол. На фасаде ратуши находились колокол («звон») и часы. В первой половине XIX века в здании ратуши располагались музыкальная школа, суд, театр, архив, полиция и даже гауптвахта. В 1851 г. Минская городская дума приняла решение о сносе ратуши, т.к. она стесняла главную площадь города и закрывала вид соборной церкви, но только в 1857 году были выделены деньги на ее снос. Все это время бывшая резиденция городского магистрата пустовала.
Восстановление ратуши
Проект восстановления Минской ратуши много лет разрабатывался Сергеем Багласовым по крупицами, чтобы в точности воссоздать здание. Историки и археологи провели огромную работу, чтобы добыть точные сведения о виде здания. Были изучены архивы Минска, Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга, а также сведения археологических раскопок 1970-1980-х годов. Согласно сведениям археологических раскопок, было установлено, что стены здания ратуши возводили на пустом месте, используя технику мешаной кладки, окна были застеклены зелеными круглыми стеклами, вставленные в металлический переплет, крышу покрывала плоская черепица, которую позже заменили на волнистую. Также, были найдены остатки печи XVII в., которая была украшена кафелем с растительным орнаментом.
В 2002 году работы по восстановления ратуши начались, а в конце 2003 г. здание было сдано в эксплуатацию. Ее восстановили на исторически достоверном месте, которое было определено археологическими раскопками. Внутреннюю планировку памятника полностью не копировали, но постарались сохранить ее наиболее ценные элементы. На втором этаже находится зал для совещания и приема почетных гостей, когда-то там располагался магистрат. На первом выставочные залы и экспозиции музея Минска, рассказывающие об истории и достопримечательностях города. В большом экспозиционном зале установлен макет исторического центра Минска начала 19 в. под стеклянным куполом. Восстановленное здание увенчала 32-метровая башня с часами и гербом города, изображающим вознесение Богородицы.
Ныне Минская ратуша является жемчужиной центра города Минска, которая ежедневно творит свою новую историю. В этом здании часто проводятся различные торжественные мероприятия городского и государственного значения, проходят церемонии награждения «Минчанина года», спортсменов и деятелей современной белорусской культуры. Здесь же проходит ежегодный Праздник города Минска, на котором выступают лучшие деятели искусства со всей страны.

Национальная библиотека Беларуси

Одна из самых известных и необычных достопримечательностей Минска — это Национальная библиотека Беларуси. Здание библиотеки, выполненное в форме ромбокубоктаэдра, постоянно отмечается как в рейтингах самых необычных зданий, так и в рейтингах самых уродливых зданий мира. Жители города не обращают внимания на эти рейтинги. Они гордятся своей библиотекой, а необычное здание с любовью называют "алмаз" или "бриллиант".
История
История Национальной библиотеки Беларуси начинается с 15 сентября 1922 года. В этот день Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР была основана Белорусская государственная и университетская библиотека. Количество читателей постоянно увеличивалось. За свою историю библиотека сменила несколько зданий. Но вскоре возникла необходимость строительства нового большого и функционального здания библиотеки. Поэтому еще в 1989 году на уровне республики был проведен конкурс на строительство здания новой библиотеки. Лучшим был признан проект строения в виде стеклянного алмаза архитекторов М. Виноградова и В. Крамаренко. 19 мая 1992 года Постановлением Совета Министров Белорусская государственная библиотека получила статус национальной. 7 марта 2002 года президентом Беларуси был подписан указ «О строительстве здания государственного учреждения "Национальная библиотека Беларуси"». Но строительство нового здания началось лишь в ноябре 2002 года. Торжественная церемония открытия "белорусского бриллианта" состоялась 16 июня 2006 года. Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко (который, кстати, получил читательский билет №1) на церемонии открытия отметил, что "это уникальное здание сочетает строгую красоту современной архитектуры и новейшие научно-технические решения". Действительно, в наши дни Национальная библиотека Беларуси — уникальный архитектурно-строительный и программно-технический комплекс, построенный в соответствии с новейшими научно-техническими разработками и направленный на удовлетворение информационных и социокультурных потребностей общества. В новом здании библиотеки размещены 20 читальных залов, которые рассчитаны на 2000 пользователей. Все залы оснащены электронными кафедрами выдачи документов, современным оборудованием, позволяющим осуществлять сканирование и копирование документов, печать с электронных копий. В залах есть компьютеризированные рабочие места, в том числе рабочие места для слабовидящих и слепых пользователей, оснащенные специальным оборудованием.
Комфортные условия для работы в читальных залах обеспечиваются специальным техническим оснащением: системой контроля микроклимата, освещением, оборудованием для комплексной работы с документами на носителях различных видов. В аванзалах предусмотрены условия для отдыха посетителей.
Конечно же, у столь необычного здания должен быть и необычный вход — он выполнен в виде страниц раскрытой книги с художественными изображениями на тему развития мировой и славянской письменности. Вход в здание охраняет отлитый из бронзы памятник белорусскому первопечатнику Франциску Скорине. Двери библиотеки открыты для любого посетителя, но чтобы пройти в читальный зал нужен читательский билет.
На крыше здания библиотеки (23 этаж) организованна открытая смотровая площадка. Попасть на смотровую площадку может любой желающий, но вход платный. Сверху открывается великолепный панорамный вид на город. Если подняться на смотровую площадку в один из летних вечеров, то можно насладиться красивым закатом на фоне города, а затем посмотреть на ночной Минск в огнях подсветки.
Однако больше всего здание Национальной библиотеки Беларуси привлекает туристов своей ночной подсветкой. С наступлением темноты и до самой полуночи вся поверхность "белорусского алмаза" превращается в один большой многоцветный экран (площадь медиафасада почти 2000 квадратных метров), состоящий из множества светодиодных кластеров. Здание переливается разными цветами, на нем возникают разнообразные узоры, фразы и анимационные рисунки. Вечером у библиотеки можно встретить множество горожан и гостей столицы, пришедших чтобы насладиться изумительным световым представлением.

Пищаловский замок

Пищаловский замок в Минске это кирпичное строение в три яруса в плане квадратное, по углам стоят зубчатые круглые башни.Парадный вход располагался на восточной стороне замка, выходившей тогда на улицу Тюремную, после революции улицу переименовали в улицу Володарского. По названию улицы в народе Пищаловский замок получил широкую известность под названием «Володарка». Целью строительства замка была замена ветхого деревянного острога в Минске. Пищаловский замок строился как тюрьма и более двух веков честно исполнял свою миссию. В 1825 году губернатор Минска предложил заменить старую тюрьму новым каменным острогом. Проект замка составил архитектор Казимир Хрщонович, а строил его помещик Рудольф Пищало, в честь которого и назван замок. Многие ошибочно полагают что замок принадлежал Пищало, нет, он его только строил, истратив на него 64 814 рублей серебром. До октябрьской революции постояльцами замка в основном были уголовники и мелкие мошенники, но иногда попадалась и более серьёзные арестанты, так после подавления восстания Калиновского в замке было не продохнуть от повстанцев, многих из них здесь же и расстреливали. Был в стенах Пищаловского замка в Минске и драматург Винцент Дунин-Марцинкевич со своей дочерью Камиллой, попали они сюда за активную поддержку восстания Калиновского и распространения листовок революционной пропаганды. Пробыв в остроге более года, Дунин-Марцинкевич именно там задумал пьесу «Пинская шляхта», благо свободного времени было предостаточно.
С 1908 по 1911 гг. ещё один знатный постоялец, писатель Якуб Колас, провёл в застенках Пищаловского замка за активное продвижение белорусского языка, в частности за пропаганду обучения в школах на роднай беларусской мове. Там же он начал создавать поэму «Новая земля». Неоднократно гостил в застенках Пищаловского замка литератор и политический деятель Карусь Каганец, выступавший за независимость Беларуси. Из других известных исторических личностей, побывавших в застенках замка можно назвать Максима Танка - за нелегальный переход границы в 1932 году.
Камеры Минского Пищаловского замка были временным пристанищем и для другой известной исторической личности – Феликса Дзержинского. В Минске «железный Феликс» не арестовывался, но несколько раз проходил с этапом через эту тюрьму, направляясь в ссылку, а затем на каторгу. Кстати, «железный Феликс» единственный кто смог совершить побег из «Минской Бастилии», в истории попыток побега было несколько, но только один завершился удачно. В сталинские времена через Володарку пропустили практически весь цвет белорусской интеллигенции. Функции тюрьмы сохранились за Пищаловским замком в Минске и в наши дни. Сегодня бывшая Минская губернская тюрьма именуется следственным изолятором временного содержания № 1. Вот только условия содержания арестантов в былые времена отличалось от того, как это выглядит теперь. Раньше узники сами для себя готовили пищу и пекли хлеб, им также было разрешено выращивать овощи. Деньги на продукты они частично получали из средств казначейства, а частично – зарабатывали сами, плетя веревки и маты, работая на починке городских мостов и уходе за кладбищами. В последние годы к Володарке неоднократно привлекалось общественное внимание. И не только из-за внезапного обрушения одной из башен, которое случилось пять лет назад. С целью профилактики коррупции на экскурсию по мрачным коридорам не так давно отправили группу белорусских чиновников. А главное – большинство как жителей города, так и представителей власти склоняется к мысли, что тюрьма в центре столицы смотрится, мягко говоря, не слишком эстетично. Поэтому прорабатываются различные варианты привлечения инвестиций с целью модернизации данного объекта. Возможно, здесь будет создан музей или отель, ведь подобные примеры – не редкость. В частности, знаменитый американский «Алькатрас» в качестве музея ежегодно принимает более миллиона посетителей. Схожие проекты существуют в Швеции, Латвии, Шри-Ланке. Не оказалась в стороне и Россия: ровесник Володарки, ныне музей «Нижегородский острог» также предлагает туристам необычные формы досуга. Так что рано или поздно и минский замок должен обрести новую, гораздо более позитивную модель функционирования.
Привидения
акой же замок без привидения! Вот и у Минского Пищаловского замка имеется свой призрак, который по ночам, гремя цепями, выходит из коридора в цоколе, поднимается на третий этаж изолятора и зачем-то устремляется в одну из башен. Вероятно, это тень Ивана Пулихова, совершившего покушение на губернатора Курлова виновника расстрела митинга на минской привокзальной площади. В 1906 году 26-летний эсер был повешен на тюремных воротах, и его тело с целью устрашения не снимали на протяжении нескольких дней. Есть за Минским Пищаловским замком ещё одна особенность, переройте весь интернет и не сможете найти ни одного толкового фотоснимка - тюремное наследие и запрет белорусских властей фотографировать административные здания, причина более чем значимая.

Дом правительства Республики Беларусь

Дом правительства расположен в Минске на площади Независимости по соседству с Белорусским государственным педагогическим университетом с одной стороны и Красным костелом с другой. В здании ведет заседания Парламент Беларуси, расположен Совет Министров, Президентская библиотека Республики Беларусь и др. госучреждения. Здание Дома правительства было построено в 1934 г. на участке западной части Минска, который в то время представлял собой хаотично застроенный малоэтажными постройками район.
Возведение здание, начиная от выкапывания котлована и заканчивая возведением стен и отделкой, осуществлялось полностью вручную без использования техники (экскаваторы, бульдозеры, краны и пр.). Перед центральным входом в Дом правительства в том же 1934 г. был установлен величественный памятник В.И. Ленину, который по задумке архитектора должен был являться центром архитектурной композиции всего здания. Ленин изображен выступающим на трибуне с речью перед красноармейцами, отбывающими на Западный фронт.
Во время Второй мировой здание попало в распоряжение солдат германской армии. Перед отступлением немцы заминировали Дом Правительства, как и ряд других уцелевших зданий Минска, однако подорвать его им так и не удалось.
Дом Правительства является самым крупным сооружением в белорусской архитектуре межвоенного периода. Его объем равен 240 тыс. кубометров. В здании около 1 тыс. кабинетов, 2 тыс. окон высотой до 14 метров, 4 тыс. дверей, более 3 тыс. энергосберегающих батарей. Дом правительства опутывают более 10 км инженерных сетей!

Ворота Минска

Ворота Минска являются не только центральной достопримечательностью столицы Беларуси, но и выступают в качестве символа города, представляя собой два внушительных 11-этажных здания, расположенных симметрично по отношению к друг другу. Они были построены в стиле сталинского классицизма ещё в 1953 году и с тех пор служат неотъемлемой частью архитектурного облика Минска. Прямо напротив ворот находятся выходы с железнодорожного и автобусного вокзалов, поэтому прибывшие в столицу пассажиры сразу оказываются перед ними. За несколько десятилетий своего существования ворота несколько раз реконструировались, а некоторые декоративные элементы были полностью заменены на новые по сравнению с советским периодом.
Частенько, Ворота Минска называют башнями-близнецами и они действительно такими являются, полностью повторяя друг друга. Приезжие туристы, как правило считают своей святой обязанностью сфотографироваться на их фоне, навсегда запечатлев себя с одним из символов белорусской столицы. Сразу между зданиями начинается улица Кирова, которая прекрасно подходит для ознакомительной прогулки, исправно пользуясь повышенным вниманием у гостей и жителей города. Важнейшим элементом левой башни являются массивные часы, с диаметром циферблата равным 3,5 метрам. Они были изготовлены в Германии около 100 лет назад и стали достоянием республики Беларусь после капитуляции немцев по итогам Второй Мировой войны. Они практически полностью сохранены в первозданном виде, за исключением часового механизма, заменённого в наши дни с механического на электронный.
Правая башня Ворот Минска может «похвастать» другим образцом исторического наследия – гербом бывшей БССР, напоминающего о тяжёлом советском прошлом. С разных сторон на зданиях также можно увидеть барельефы и скульптуры изображающие крестьян, рабочих и солдат Красной армии. Ранее, они были демонтированы, так как были сделаны из недостаточно прочного материала и начали саморазрушаться от времени, но затем их восстановили. В тёмное время суток архитектурное сооружение подсвечивается искусственными огнями, от чего становится ещё ярче и привлекательнее. Сейчас Ворота Минска частенько можно увидеть на открытках, рекламных брошюрах и туристических буклетах посвящённых городу, а купить магнитик с их изображением считается «священным долгом» каждого прибывающего в столицу страны гостя.

Национальный художественный музей

Национальный художественный музей – культурная сокровищница Беларуси, обладающая одним из крупнейших собраний в Восточной Европе. Сегодня это не только музей-галерея, но и современный научно-образовательный центр, арт-площадка для художников.
Коллекция Национального художественного музея насчитывает более 30 тысяч экспонатов – шедевров белорусского и зарубежного искусства.
История
В 1939 году в Минске открылась Государственная картинная галерея. Основу ее коллекции составили произведения из исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля, полотна, подаренные Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, Государственным Эрмитажем. Позже собрание пополнили раритеты из усадеб и замков Западной Беларуси, в том числе и резиденции князей Радзивиллов в Несвиже. Среди них – слуцкие пояса, французские гобелены XVIII в., портретная живопись XVI-XIХ вв. Однако в годы Великой Отечественной войны богатую коллекцию (более 2700 экспонатов) вывезли из страны. Судьба многих шедевров до сих пор неизвестна. В послевоенное время коллекцию начали собирать заново: были приобретены полотна известных русских художников Бориса Кустодиева, Василия Поленова, Карла Брюллова, Исаака Левитана, некоторые экспонаты переданы музеями Москвы и Санкт-Петербурга... Государственный художественный музей БССРВ 1957 году Государственный художественный музей БССР открылся в новом величественном здании, построенном по проекту архитектора Михаила Бакланова. Его украсили скульптуры-аллегории известных мастеров – "Живопись", "Скульптура" и "Слава". Здание в Минске стало одним из первых музейных строений в истории советской архитектуры. Оно было изображено на белорусской денежной банкноте образца 2000 года номиналом Br1000. И в преддверии деноминации-2016 Национальный художественный музей провел акцию "Тысяча, прощай!" – символическое расставание с купюрой, на которой можно было увидеть и фасад музея, и фрагмент одной из картин постоянной экспозиции.
На протяжении десятилетий коллекция музея пополнялась новыми сокровищами из частных коллекций, шедевры белорусской живописи и графики, иконописи с успехом выставлялись в разных странах мира. Сам музей в 1970-1990-е годы превратился в большой комплекс, объединивший 5 филиалов, в том числе знаменитые замки в Мире и Гольшанах.
К концу ХХ века коллекция музея настолько увеличилась, что выставлялась лишь малая ее часть, поэтому возникла необходимость в новых помещениях. Музей расширился за счет соседних зданий, где разместились лектории, отделы и службы. А в 2007 году после грандиозной реконструкции открылся новый пристроенный корпус. Соединив историю и современный дизайн, архитектор Виталий Белянкин воплотил образ музея-"города под крышей". Его интерьер украсили классические колонны и арки, декоративная лепнина, а вместо крыши появился стеклянный купол. Площадь здания – 8902 м. кв. Помимо экспозиции, здесь разместились запасники для хранения произведений искусства, реставрационные мастерские с современным оборудованием, где на специальной экскурсии можно понаблюдать за работой реставраторов. В новых залах выставлены шедевры древнебелорусского, западноевропейского, восточного, русского и современного белорусского искусства.
Сегодня в НХМ Беларуси хранится более 30 тысяч экспонатов, которые составляют 20 коллекций и 2 собрания – национального и мирового искусства, в том числе произведения мастеров Западной Европы и стран Востока XV-XX веков. Уникальная коллекция белорусского искусства включает древнюю иконопись, скульптуру, ткани и резьбу по дереву, живопись XIX века, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы искусства XX века.

Красный костёл

Красный костел, или Костел святых Симона и Алены является, пожалуй, самым знаменитым католическим храмом в Минске. Без преувеличения можно сказать, что это своего рода визитная карточка столицы. Во-первых, он расположен в самом центре города, прямо на площади Независимости (неподалеку стоит Дом Правительства), во-вторых, он очень красив и буквально притягивает взгляд.
Красным костел назван потому, что он целиком построен из красного кирпича. Вторым своим названием, в честь святых Симона и Алены, он обязан дворянину Эдварду Войниловичу. Его дети довольно рано ушли из жизни (дочь Алена в 18 лет, а сын Симон – в 12), и он хотел увековечить память о них. В 1905 г. на крупную сумму денег, которую пожертвовал Войнилович, строительство храма было начато, а спустя пять лет костел уже был освящен.
Перед зданием костел слева стоит скульптура Архангела Михаила (1996 г.), который пронзает змея копьем. А в 2000 г. в той же стороне чуть на отдалении был установлен памятник «Колокол Нагасаки», который является напоминанием о жертвах ядерных катастроф. В основании памятника заложены капсулы с землей из Иерусалима, Хиросимы, Нагасаки, Фукусимы, из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы, из Семипалатинского полигона и полигона на Новой Земле. Красный костел является не только духовным, но и своего рода культурным центром: там частенько проходят спектакли и выставки, а также концерты органной музыки.

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Хатынь — символ страшной трагедии, которую пережил белорусский народ в годы Великой Отечественной войны. Иногда мы задаем себе вопрос — надо ли посещать объекты, посвященные таким страшным и трагическим событиям, как те, что происходили в Бухенвальде, Освенциме, Треблинке, Хатыни? Нужно ли нашим детям видеть эти жестокости? Ответ однозначный — нужно. События войны уходят все дальше в прошлое, ветеранов становится все меньше... Двадцать лет назад, на традиционном шествии партизанов в Минске шли многочисленные колонны, сейчас — хорошо, если пара сотен человек. И такие мемориалы как Хатынь — неоценимое хранилище исторической памяти народа, который в своей истории пережил национальную трагедию. Хатынь — символ мученичества белорусского народа, потерявшего в годы войны каждого четвертого. И в то же время — свидетельство его несгибаемого мужества, потому что, пережив все, он вышел победителем. Именно этому посвящен главный памятник Хатыни «Непокоренный человек».
История Хатынской трагедии
22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь перестала существовать, теперь ее нет ни на одной географической карте. Накануне партизаны обстреляли немецкую автоколонну, был убит немецкий офицер. В таких случаях каратели всегда проводили репрессии против мирных жителей, стремясь таким образом запугать партизан, ведь среди населения деревень были их близкие. Ничего не знавших о происшедшем людей загнали в сарай, взрослые, которые вскоре поняли, что их ожидает, пытались спасти детей, но их расстреливали при попытке к бегству. Только троим детям удалось бежать. Вскоре после того, как сарай подожгли, его стены рухнули, обгоревшие, охваченные огнем люди все-таки пытались скрыться, но их расстреливали в упор.
Анна Желобкович, падая, прикрыла своим телом сына Витю, он пролежал под трупом матери до рассвета, позже его и еще одного мальчика, Андрея Барановского, который был тяжело ранен и принят фашистами за мертвого, обнаружили жители соседней деревни.
Из взрослых жителей деревни уцелел только 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Придя в сознание, обгоревший и израненный, он нашел среди трупов односельчан тело своего сына. Это трагическое событие и положено в основу единственной скульптуры мемориального комплекса Хатынь.
Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца — вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы мемориала Хатынь.
Мемориальный комплекс
Когда в 60-х годах прошлого века было принято решение увековечить память хатынской трагедии, проводился конкурс среди скульпторов и архитекторов. Победили архитекторы Ю.Градов, В.Зенкович и Л. Левин, скульптор С.Селиханов. Хатынь — выдающееся произведение монументального искусства. Лаконичными, образными, выразительными, реалистическими средствами авторы передают посетителям высокую патриотическую идею. Памятник оказывает исключительное эмоциональное воздействие, что достигается сочетанием природы, звукового сопровождения и совершенством архитектуры и пластики. Тот, кто когда-нибудь слышал колокола Хатыни, не забудет их никогда. Белоруссия — это непокоренный Иосиф Каминский, несущий на руках своего замученного ребенка, но не склонивший головы перед захватчиками. Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца — вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы.

Музейный комплекс Дудутки

Дудутки — музейный комплекс, один из самых известных и популярных во всей Беларуси. Почти 17 лет его с радостью и интересом посещают гости из самых разных стран. И это не удивительно, ведь здесь можно не только окунуться в историю, но и отлично отдохнуть. Дудутки — это настоящий музей под открытым небом, находящийся в живописном месте на берегу реки Птичь. На протяжении более сотни лет территория, где сегодня располагается комплекс, находилась во владении помещика Станислава Ельского и его наследников. Именно они привезли сюда ремесленников, обучившим всем секретам своего мастерства местную молодёжь. Идея создания музейного комплекса принадлежит нашему современнику Евгению Будинасу, предложившему в 1993 г. воссоздать уголок древней Белоруссии в миниатюре. Благодаря ему мы сегодня имеем возможность познакомиться с самыми замечательными ремеслами этого края.
Музей является частной собственностью, и всё в нем организовано на высшем уровне, начиная от сервиса и заканчивая даже самыми незначительными мелочами каждого здания. Деревня воссоздана именно в том виде, в каком она существовала сотни лет назад. Словом, это удивительная возможность перенестись во времена древней Белой Руси. Всего на территории комплекса находится 32 объекта. Каждый из них является тщательно воссозданной и действующей копией обязательного элемента белорусской деревни. На подъезде к усадьбе Вас встретит традиционный деревянный идол, ведь славяне испокон веков являлись язычниками и идолопоклонниками. И даже после принятия христианства соблюдали языческие традиции.
Ветряная мельница
Это строение не оставляет равнодушным ни одного туриста и первым бросается в глаза при подъезде к Дудудкам. Сюда она была привезена из гомельской области в 1992 года и отреставрирована до рабочего состояния. Сегодня мельница является одной из немногих работоспособных старинных мельниц в мире. В отличие от предшественниц столбового типа, где поворачивать навстречу ветру надо было весь корпус, шатровые мельницы были более удобны в обращении тем, что в этом случае при помощи специального штурвала поворачивалась только верхняя часть-шатер (отсюда и название). В древности мельница считалась мистическим местом и располагалась в стороне от деревни. Местные жители боялись её посещать, считая, что мельнику помогает нечистая сила. Вот и эта мельница, как и положено, находится немногим менее чем в километре от основного комплекса. Поэтому, по поверьям, при входе следует соблюдать некоторые правила: входить обязательно с правой ноги и на пороге непременно загадать желание.
Войдя внутрь, Вам предоставляется уникальная возможность увидеть все составляющие, приводящие механизм мельницы в движение. Можно взобраться по скрипучим ступеням наверх в шатер и увидеть огромный деревянный вал, приводимый в движение крылья-лопастями мельницы. Выходить из этого мистического места, по древним поверьям, тоже надо особым способом: скинуть чертика с левого плеча и трижды плюнуть, чтобы он остался здесь и не мешал вам в дальнейшей жизни.
Хатка завозника
Недалеко от мельницы находится небольшой домик, предназначенный для крестьян, привозивших зерно на помол. Здесь гость мог переночевать в ожидание своего помола. В хатке Вас встретит радушная хозяйка, посадит в красный угол, предназначенный для почетных гостей, и накормит традиционными белорусскими угощениями: крестьянским хлебом с салом и квашеной капустой. Таким образом, у каждого посетителя появляется возможность окунуться в настоящую атмосферу традиционного белорусского жилища. В домике есть детская люлька, изготовленная собственноручно хозяином дома для самого младшего члена семьи. Существует поверье, что если гость качнёт эту люльку, то в самом ближайшем будущем он может ожидать пополнения в своём семействе.
Храм
Недалеко от основного комплекса располагается храм Святого Пророка Иоанна Крестителя, построенный относительно недавно — в 2007 году. Он не только является частью этого музея под открытым небом, но и действующей церковью. Храм представляет собой шедевр традиционного белорусского деревянного зодчества, выполненный из золотистого елового бруса. Он внутри наполнен каким-то особым таинственным светом. Стены украшены иконами в великолепных резных рамках. Главные врата иконостаса изготовлены по старинным образцам, а некоторые детали его верхней части состоят из соломки с вплетенными в неё разноцветными лоскутами ткани. Святыней храма является икона с мощами Иоанна Предтечи, переданная в дар черногорскими монахами. Здесь же находится икона Николая Чудотворца, написанная женой сербского посла. Венчают храм величественные купола. Эту церковь можно назвать символом белорусского православия.
Сыроварня
Войдя внутрь, даже с закрытыми глазами, ВЫ ощутите запах настоящего сыра и сразу поймете предназначение данного сооружения. Здесь можно не только продегустировать сыр, но и походить по цехам, в которых он изготавливается, и даже почувствовать себя настоящим мастером сыроваренного дела. Также мастера поделятся с Вами рецептами приготовления настоящих белорусских сыров.
Птичий двор и зоосад
Ну и какая же усадьба без птичьего двора? Есть он и в Дудутках. Особый восторг это место вызывает у детворы. Здесь с традиционными курочками и утками соседствуют такие экзотические птицы, как павлины и страусы. И самое интересное то, что за всей этой пёстрой птичьей братией можно не только наблюдать, но и погладить, и даже покормить. Настоящий восторг у ребятни вызывают жирафы и ослики.
Бровар
Броварами в Белоруссии назывались винокурни. Строить их начали в XVI веке, сначала они возводились из дерева, а затем — из камня. В Дудутковском броваре легально (что совсем нехарактерно для Белоруссии), и судя по всему, беспрерывно изготавливается самогон. Немного выпивают туристы, ещё часть продукции есть в свободной продаже в соседнем баре. Но что они делают с оставшимся самогоном? Вопрос остаётся без ответа (ну не выливают же). В броваре вам покажут весь процесс самогоноварения, откроют пару секретов и дадут попробовать этот напиток. Интересна и традиционная белорусская закуска. Это черный хлеб, покрытый толстым слоем мёда с тонкими ломтиками соленых огурцов.
Мастерская деревообработки
Первое, что бросается в глаза при приближении к мастерской — деревянная лодка, изготовленная древним дедовским способом из цельного куска древесины. Вообще, в древности белорусы делали из древесины практически все: от домов до кухонной утвари, поэтому искусством деревообработки они владеют в совершенстве. Войдя в мастерскую, Вы поразитесь изобилию деревянных изделий, представленных здесь. Это как старинные предметы быта белорусских крестьян (фляги, кадки, мялки для обработки льна), так и различные деревянные сувениры на современный лад. Хозяин мастерской с удовольствием расскажет об этих предметах и продемонстрирует музыкальный инструмент, который по своей форме и звучанию удивительно похож на шотландскую волынку. Называется он дуда. По окончании экскурсии Вы сможете купить любое изделие, которое придётся по душе.
Гончарная мастерская
Ещё в стародавние времена изделия белорусских гончаров славились на весь мир. Их даже приглашали в заморские страны для помощи в отделке различных важных зданий. Поэтому гончарное ремесло также является наидревнейшим в этой земле. Мастерских в комплексе две. Они уставлены различными глиняными изделиями. Прямо на Ваших глазах мастер изготовит любую вещь и даже позволит поучаствовать в этом процессе. Прикосновение к глине, которая прямо на Ваших глазах обретает форму, производит неизгладимое впечатление на любого посетителя. Здесь можно узнать о множестве способов обжига и дальнейшей обработки глины. Например, весьма интересна технология так называемого вощения. Это когда ещё горячее изделие покрывается слоем пчелиного воска, в результате чего в нём очень долго хранятся различные скоропортящиеся продукты и жидкости.
Авторетро
Это еще одна достопримечательность музейного комплекса — великолепная коллекция старинных авто. Экспонаты руками трогать нельзя, можно любоваться только издалека. Здесь собраны предки современных автомобилей как отечественных, так и зарубежных марок. Коллекция не очень большая. Но почти все авто в рабочем состоянии и выглядят так, будто только что сошли с конвейера.
Дом бортника
Мёд и воск всегда играли главенствующую роль в жизни наших предков. Мёд служил не только лакомством, но и лекарством. Из него изготавливали напитки. А воск использовали для изготовления свечей. Дом бортника — довольно новая мастерская. Она появилась в Дудутках в 2013 году. Все её экспонаты посвящены развитию пчеловодства на белорусской земле. Здесь можно полакомиться мёдом, своими глазами увидеть работу пчел, услышать историю о том, как развивалось бортничество, а затем и пчеловодство в Белоруссии, и своими руками изготовить сувенир из воска на память об этой удивительной мастерской.
Хлебопекарня
Хлебопекарня является одним из самых почитаемых мест в Дудутках. Хлеб — это символ благосостояния не только у белорусов, но и вообще у славян ещё с незапамятных времен. Привилегией выпекать хлеб раньше обладали исключительно женщины. С замесом теста связано множество обрядов и молитв. О них Вам с удовольствием поведают в этой хлебопекарне. Кроме того, Вы сможете отведать настоящий крестьянский хлеб, замешанный и испечённый по особому древнему дедовскому рецепту. К хлебу Вам предложат целебный травяной чай или квас, который предаст сил для дальнейшего путешествия по этому удивительному комплексу.
Кузница
Это не просто мастерская, а кузница, оборудованная в лучших традициях древнего ремесла. Здесь можно узнать все секреты кузнеца, выковать подкову и даже попробовать раздуть меха. Хозяин мастерской раскроет Вам тайну того, как раньше ковали не только подковы, но и рыцарские латы.
Этнографическая галерея
В этом здании можно увидеть все предметы быта, которые использовали белорусские крестьяне в XIX- н.XX веков. Здесь также проводятся различные выставки.
Ферма
Вы уже вероятно попробовали великолепный сыр, приготовленный в сыроварне. Так вот, молоко для его производства дают коровки, выращиваемые именно на этой ферме. Шерсть овец, которые содержатся тут же, используется в мастерской валяния, о которой Вы узнаете немного ниже. Мясо свиней используется для приготовления традиционных белорусских блюд, которые можно продегустировать в одном из баров или кафе, расположенных на территории этого чудесного музея.
Мастерская лозоплетения
Это весьма интересная мастерская. Войдя в неё, посетители обращают внимание на то, что рабочее место мастера воссоздано в одном из углов избы и покрыто крышей из тростника. Оказывается, что при пожаре этот, казалось бы, на первый взгляд, легковоспламеняющийся материал не только не горит, но и тушит пожар. Мастер расскажет о видах лозы, технологиях её обработки. А ещё Вы узнаете о том, почему лоза получается разного цвета.
Ткацкая мастерская
Лён, из которого здесь в основном изготавливаются изделия, является ещё одним символом Белоруссии. Это весьма удобный материал, хорошо впитывающий влагу, прочный и устойчивый. Вам поведают о том, как из льна плетут нити, а затем из них на ткацком станке ткётся полотно. Здесь можно купить пояс, посмотреть как его плетут и даже поучаствовать в процессе.

Мирский замок

В местечке Мир возвышается жемчужина белорусской архитектуры - Мирский замок, который за свою пятисотлетнюю историю побывал в собственности магнатских родов, пережил немало моментов упадка и возрождения, а сегодня является национальным памятником и художественным музеем Беларуси. Занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно преданию, древний городок Мир получил свое название от «эмир», когда здесь находился отряд татар, по другой версии - от «мир», благодаря проходящей рядом границе Руси и Литвы. Строительство замка как родовой резиденции начал в XVI веке маршалок Великого Княжества Литовского Юрий Ильинич. Изначально это была небольшая квадратная крепость с четырьмя башнями по углам и пятой – над въездными воротами.
В 1569 году крепость перешла к Николаю Радзивиллу, князю богатейшого рода, испросившего для себя княжеский титул Священной Римской империи. Радзивилл начал второй этап строительства. К восточной и северной стенам был добавлен трехэтажный дворцовый корпус. К этому времени каменные стены и башни замка уже утратили оборонительное значение, и все строение превратилось во дворец. Для защиты же были сооружены со всех сторон валы с четырехугольными бастионами. У северной стены заложили красивый парк по образцам европейских дворцов Шенбрунн, Мирабель, Версаль, Шамбор. Позже появились застекленные оранжереи с экзотическими растениями в кадках, которые летом выносились в сад.
Первая половина XVII века стала пиком расцвета Мирского замка. Со второй половины начался период разрушений. Во время войны Речи Посполитой с Московским государством, Северной войны, Отечественной войны 1812 года замок неоднократно разоряли и владельцы потеряли к нему всякий интерес, а земли сдавали в аренду.
В 1891 году имение с замком купил князь Святополк-Мирский, атаман казачьего Войска Донского. Одним из мотивов приобретения наследия Радзивиллов было убеждение, что их фамилия происходит от названия городка. Князь построил недалеко от укрепления двухэтажный дворец (не сохранившийся до наших дней) и основал винокуренный завод.
Существует легенда, что под имением был вырыт длинный тоннель, соединяющий Мирский с соседним Несвижским замком, да такой широкий, что по нем свободно могла проехать запряженная тройкой упряжка. Но исследователям не удалось ничего обнаружить.
Другая легенда связана с английским пейзажным парком, который новый владелец заложил на месте бывшего сада. При вырубке старого сада погиб лесоруб и его мать прокляла эти места, крикнув, что с этих пор ежегодно в пруду будет тонуть по одному человеку за каждое вырубленное дерево. Первой утопленницей стала 12-летняя княгиня Сонечка, а в 1898 году на берегу пруда был найден и сам князь Святополк-Мирский. После смерти князя его сын Михаил в 1920-е годы начал работы по реставрации замка, но их завершению помешала Великая депрессия конца 1920-х годов. Во время Великой Отечественной войны в замке находилось гетто, а в послевоенные годы поселились жители поселка. И лишь в 1987 году Мирский замок был снова восстановлен и открыт как Национальный художественный музей Республики Беларусь. В настоящее время "Замковый комплекс “Мир” насчитывает 39 экспозиционных и выставочных залов.
Мирский комплекс включает в себя замок, земляные валы, английский пейзажный парк, реконструкцию итальянского сада, пруд, флигель, церковь-усыпальницу Святополк-Мирских, домик сторожа и придорожную каплицу. Родовая часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских (1910 г) построена архитектором Марфельдом, который учел близкое соседство средневекового замка и не использовал популярные в то время луковично-купольные завершения. На главном фасаде часовни-усыпальницы представлено мозаичное панно «Спас Пантократор», выполненное в византийской традиции в петербургской частной мозаичной мастерской братьев Фроловых. Вблизи часовни находится домик сторожа - небольшое, квадратное в плане здание, с примыкающей к нему въездной аркой с коваными воротами. В экспозициях музея вы увидите уникальные предметы мебели, оружия, гобеленов и др. Летом у стен Мирского замка проводятся знаменитые музыкальные средневековые фестивали и фестивали искусств.

Copyright © 2017
All Rights Reserved
При копировании ссылка на данный сайт обязательна